Если мой сайт помог вам в подготовке к экзаменам вы можете отправить ссылку своим друзьям биологам.  Это сделает ресурс лучше!

Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x

Французский учёный Жан Батист Ламарк стал первым биологом, попытавшимся создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира. Не оценённая современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время.

Жан Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк, родился 1 августа 1744 г. в местечке Базантен, в семье небогатых дворян. Родители хотели сделать его священником, но в 16 лет Ламарк оставил иезуитский колледж и пошёл добровольцем в действующую армию. В сражениях он проявил незаурядную храбрость и дослужился до звания офицера.

В возрасте 24 лет Ламарк оставил военную службу и приехал в Париж, чтобы учиться медицине. Во время обучения его увлекли естественные науки, особенно ботаника. Таланта и старания молодому учёному было не занимать, и в 1778 г. он выпустил трёхтомный труд «Французская флора». Книга принесла ему известность, он вошёл в число крупнейших французских ботаников. Пять лет спустя Ламарка избрали членом Парижской академии наук.

В 1789—1794 гг. во Франции разразилась великая революция, которую Ламарк встретил с одобрением. Она коренным образом изменила судьбу большинства французов. Грозный 1793 год резко изменил и судьбу самого Ламарка. Старые учреждения закрывались или преобразовывались.  Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был преобразован в Музей естественной истории. Ламарку предложили оставить занятия ботаникой и возглавить кафедру «естественной истории насекомых и червей». Теперь бы её назвали кафедрой зоологии беспозвоночных.

Нелегко было почти 50-летнему человеку менять специальность, но упорство учёного помогло преодолеть все трудности. Ламарк стал таким же знатоком в области зоологии, каким был в области ботаники.

Ламарк увлечённо взялся за изучение беспозвоночных животных (кстати, именно он в 1796 г. предложил назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 г. выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. (Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.)

Основной труд Ламарка «Фи­лософия зоологии» вышел в свет в 1809 г. В нем Ламарк постули­ровал основные положения об из­меняемости видов. По мнению Ламарка, эволюция животных и растений протекает настолько медленно, что человек не заме­чает происходящих изменений. К убеждению об изменяемости видов Ламарк пришел на основании длительных исследований флоры и фауны. Он столкнулся с большими трудностями в установлении границы между многими близкими видами.

Оказалось, что некоторые растения представляют собой серию форм, рассматриваемых одними ботаниками как разновидности, а другими- как самостоятельные виды. В существовании таких форм Ламарк пра­вильно увидел веское доказательство изменяемости видов. Сравнивая растения из различных районов Франции, Ламарк обнаружил, что виды, характерные для севера страны, «через ряд нечувствительных переходов» преобразуются в виды, произрастающие на юге. Так, Ламарк обнаружил переходные формы, связывающие родственные виды. И в этом Ламарк увидел доказательство несостоятельности теории постоянства видов.

Убеждение в изменяемости организмов привело Ламарка к выводу, что вся природа состоит из непрерывного ряда особей. Он полагал, что Человеку еще не известны все особи в этом непрерывном ряду, и по­этому существуют временные «перерывы», как бы разбивающие непре­рывный ряд на отдельные группы, называемые видами. С точки зрения Ламарка, систематические категории-классы, отряды, роды и даже виды - реально не существуют, а выделяются человеком лишь для удобства распознавания и изучения. Этот вывод Ламарка был ошибоч­ным. Виды существуют реально, хотя и изменяются. Ламарк не смог обнаружить диалектического Процесса - перерывов постепенности, свя­занного с естественным вымиранием видов и разновидностей, благодаря чему возникают реальные границы между видами. Изучение многообразия животных и ра­стений привело Ламарка к представлению о градации (от лат. gradus - ступень), о возможности расположить живые тела по ступеням в зави­симости от степени сложности их организации: ряды, ступени он рассматривал как результат про­грессивной эволюции, усложнения форм жизни. Это представление - одна из сильных сторон учения Ламарка.

Факторы эволюции. Отвечая на вопрос, каковы же факторы эволюции живых тел, каковы причины, приводящие к усложнению орга­низации, выраженному в градации, Ламарк называл два основных мо­мента:

  • первый из них - активное влияние внешней среды,
  • второй - тен­денция организмов к совершенствованию.

Ламарк полагал, что под непосредственным влиянием внешней среды

изменяются растительные организмы. Измененные условия среды   при

 длительном действии могут настолько изменить растительный организм,

что он может быть причислен к новому виду. Изменение условий среды

является, таким образом, непосредственным фактором видообразования.

Для животных организмов действие среды опосредовано нервной си­стемой. Изменившаяся среда изменяет в первую очередь потребности жи­вотного, затем его поведение, привычки, обеспечивающие удовлетворение потребностей. В силу этого одни органы, наиболее функционально на­груженные, постоянно упражняются, а другие теряют свое значение. Логическое развитие идеи о роли среды в процессе формирования ви­дов привело Ланарка к признанию возможности передачи по наследству признаков, приобретенных под прямым влиянием среды. Это нашло отражение в двух законах:

  • Первый: у всякого животного более частое и более длитель­ное употребление органов приводит к их увеличению и, наоборот, неупо­требление- к уменьшению или исчезновению.
  • Второй: все, что приобретено организмами под влияниями внешних условий, в результате упражнения или утрачено из-за неупот­ребления, наследуется потомками.

Гипотеза наследования приобретенных признаков, впервые сформули­рованная Ламарком, в течение целого столетия являлась предметом острых дискуссий. Данные современной генетики, подтвердили ее полную научную несостоятель­ность.

Основные положения теории Ж. Б. Ламарка:

  • Первые организмы произошли из неорга­нической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
  • У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм ус­ложнения живых существ.
  • Процесс самозарождения жизни продол­жается постоянно, что объясняет одновремен­ное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
  • Закон упражнения и неупражнения орга­нов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к ослаблению и исчезновению.
  • Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под дейст­вием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ла­марк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.

Давайте вместе сделаем данный сайт лучше! Поделитесь ссылкой на этот сайт со своими одногрупниками. Это поможет развитию нашего сайта.

2015 - 2021 © Биология для студентов | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на VseoBiology.ru обязательна.

^ Наверх