О единстве человека и природы. Кажется, чего проще — раз­делить природные и общественные начала — одни предметы отне­сти к природе, а другие — к обществу. На самом деле это не так просто. Деревья в саду посажены человеком. Их семена и процесс роста — природный факт. Почва — часть природы, преобразован­ная человеком. Домашние животные — объекты природы, в кото­рых в известной мере реализованы цели человека посредством ис­кусственного отбора. Здания построены человеком, а материалы, которые для этого использованы, — дар природы. Человек есть, конечно, природное существо; он — венец природы, высший био­логический вид. Но он прежде всего социальное существо. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки — географической среды. Это та часть природы, которая находится в особо тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие. В географическую среду входят не только река, ко­торая прямо или косвенно связана с человеческой деятельностью, но и канал, не только берег, но и дамба, не только лес, но и искус­ственная лесная полоса, так же как и поля, и выгоны, и пастбища, и луга, и города, и все другие поселения, климатические и почвен­ные условия, полезные ископаемые, растительное и животное цар­ство.

В географической среде возникла и развивается жизнь. Исто­рия человечества есть продолжение истории Земли; это, по словам А.И. Герцена, две главы одного романа, две фазы одного процесса, очень далекие на закраинах и чрезвычайно близкие в середине. Географическая среда — это та часть природы (земная кора, ниж­няя часть атмосферы, воды, почва и почвенный покров, раститель­ный и животный мир), которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного бытия. Мы связаны с географической средой «кровными» узами, и вне ее наша жизнь невозможна: она является естественной ос­новой жизни человека. Между природным и общественным нача­лами нет пропасти, что, разумеется, не означает отсутствия каче­ственной специфики. Несмотря на все свои качественные отличия, общество остается частью более обширного целого — природы.

А что мы вообще понимаем под природой? Хотя со словом « при­рода» соединяются весьма разнообразные значения, но когда го­ворится о природе вообще, без всякого ближайшего определения, то, по словам Вл. Соловьева, всегда подразумевается некоторое существенное и в себе единое начало, производящее из себя все вещи. С этим согласуется и этимологическое значение слова «при­рода», что указывает в ней на начало произведения или порожде­ния вещей. Так как природа все из себя производит, то мы находим в ней основание всех вещей: она есть их единая общая основа1.

Со времени появления общества на Земле происходит три рода процессов: собственно природные, специфически общественные и как бы сплавленные, которые сочетают в себе и те и другие.

Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная — усиливается.Это и понятно: познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой. Человек и ис­торически, и онтогенетически постоянно, изо дня в день общается с природой. Так, по словам И. А. Ильина, обстоит дело у земледель­ца и у лабораторного ученого, у железнодорожного сторожа и ху­дожника... Каждый из них по-своему вступает в общение с приро­дой. Каждый учится у нее, каждый старается приспособиться к ней, использовать ее для своих целей, как бы уговорить ее. И это прислушивающееся уговаривание природы, это овладевающее ею обучение у нее, это осторожное одолевание и подчинение ее явля­ется для каждого духовно живущего человека одной из радостей в земной жизни. Бывает так, что природа его умудряет, утончает своими красотами его эстетические чувства, иногда и наказует, а иногда награждает его сторицею[18] [19].

Природа требует взаимности: у нее нужно не только брать, но и давать. Природа на ранних этапах становления общества была или всевластной деспотический матерью, как говорит Вл. Соло­вьев, младенчествующего человека, или чужой ему рабой, вещью. В эту вторую эпоху пробудилось безотчетное и робкое чувство любви к природе как к равноправному существу, имеющему или могущему иметь жизнь в себе.

Взаимодействие общества и природы. Каждое общество преоб­разует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Неизмеримое количество челове­ческого труда израсходовано на преобразование природы, и весь этот труд, по словам Д.И. Писарева, положен в землю, как в ог­ромную сберегательную кассу. Труд человека вырубил леса для земледельческих угодий, осушил болота, насыпал плотины, осно­вал деревни и города, оплел материки густой сетью дорог и сделал множество других дел. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их.

Невозможно анализировать общество, не принимая в сообра­жение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в при­роде. Воздействие общества на природу обусловливается развити­ем материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать: человек гео­химически переделал мир, и этот процесс уже необратим.

Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история — наглядный при­мер того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию челове­чества. Если на Крайнем Севере, в этой оледеневшей стихии, че­ловек вырвал у негостеприимной, суровой природы средства су­ществования ценой мучительных усилий, то в тропиках, в этом царстве ярких благоухающих цветов, вечной зелени и сочных пло­дов, необузданная пышность расточительной природы ведет чело­века, как ребенка, на помочах. Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать опреде­ленное влияние на хозяйственную специализацию стран и райо­нов.

Идея биосферы. Природная среда жизни общества не ограни­чивается географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого — биосфера, вклю­чающая населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосфе­ры. Ее структура и энергоинформационные процессы определяют­ся прошлой и современной деятельностью живых организмов. Она находится под влиянием космических, а также глубинных под­земных воздействий: это гигантская природная биофизическая и биохимическая лаборатория, связанная с преобразованием сол­нечной энергии через зеленый покров планеты. В результате дли­тельной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внут­ренне дифференцированная равновесная система. Но она не оста­ется неизменной, а, будучи самоорганизующейся системой, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. Исто­рия жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобра­зования происходили уже не раз и качественная перестройка био­сферы приводила к исчезновению разных видов животных и рас­тений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер.

Ноосфера. Наш выдающийся естествоиспытатель и мыслитель

В.И. Вернадский, являясь одним из создателей антропокосмизма, представляющего в единстве природную (космическую) и челове­ческую (социально-гуманитарную) стороны объективной реаль­ности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу. Имен­но он ввел само понятие «ноосфера». Эти идеи развивал далее, но в этом же духе П. Тейяр де Шарден, а у нас эти принципы разви­вались А.Л. Чижевским в замечательном произведении «Земное эхо солнечных бурь» (М., 1976).

Помимо растений и животных организмов биосфера включает в себя и человека: человечество — часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения биосферы, оказывая все более мощное и интенсивное воздействие на нее в связи с развити­ем науки и техники. С возникновением человечества осуществля­ется переход к новому качественному состоянию биосферы — но­осфере (от греч. noos— ум, разум), представляющей собой сферу живого и разумного. Ноосфера, таким образом, не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы, создаваемая прежде всего ростом науки, научного по­нимания и основанного на ней социального труда человечества. Можно сказать, что ноосфера — новая особая реальность, связан­ная с более глубокими и всесторонними формами преобразующеговоздействия общества на природу. Она предполагает не только ис­пользование достижений естественных и гуманитарных наук, но и разумное сотрудничество государств, всего человечества, и вы­сокие гуманистические принципы отношения к природе — родно­му дому человека.

Экология (от греч. oikos— обиталище, местопребывание) есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. В более строгом определенииэкология— комплекс­ное научное направление, изучающее закономерности взаимодей­ствия живого с внешними условиями его обитания с целью под­держания динамического равновесия системы общество — при­рода.

Известно, что человеческая деятельность является тем кана­лом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, на­правленности и масштабах человеческой деятельности лежат в ос­нове изменений отношения общества и природы. С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы.

В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производи­тельные силы. Но научно-техническая революция столкнула че­ловека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природ­ных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью береж­ного отношения к природе. Нельзя забывать: мы живем в мире, где царствует закон энтропии, где запасы полезных для нас ресур­сов для промышленности и пропитания «рассеиваются» или, иначе говоря, исчерпываются невозвратимо. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответственный) характер, то новым условиям должен со­ответствовать и новый тип — отношение глобального, научно обо­снованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допус­тимого воздействия общества на природу с целью не только ее со­хранения, но и воспроизводства. Теперь стало ясно, что воздейст­вие человека на природу должно происходить не вопреки ее зако­нам, а на основе их познания. Видимое господство над природой, приобретаемое за счет нарушения ее законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущер­бом и для самой природы, и для человека: не стоит слишком обо-лыцаться нашими победами над природой, за каждую такую по­беду она нам мстит. Еще Ф. Бэкон говорил: человек должен гос­подствовать над природой, покоряясь ей. Человек не только адап­тируется к условиям природной среды, но в своем взаимодействии с ней постоянно адаптирует ее, преобразуя ее в соответствии со своими потребностями и интересами. Однако воздействие челове­ка на природу имеет тенденцию нарушать сложившийся баланс экологических процессов. Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бас­сейна. Таким образом, человек в результате собственной же де­ятельности вступил в опасно-острое противоречие с условиями своего обитания. Под тяжелым покровом седых небес, под этим свинцовым небом на отравленной, измученной земле, говорит

С.Н. Булгаков, жизнь кажется какой-то случайностью, каким-то попущением, снисходительностью смерти. Окруженная кольцом смерти, постоянно окружаемая раскрытым зевом небытия, жизнь робко и скупо ютится в уголках Вселенной, лишь ценою страшных усилий спасаясь от окончательного истребления: биосфера стонет под тяжестью индустриальной цивилизации.

Мы все воюем с природой, а нам необходимо мирно сосущест­вовать с ней. И не только в узкопрагматическом смысле, но ив широком нравственном масштабе: ведь мы призваны не властво­вать над природой (и, безусловно, не покорять ее), а, наоборот, будучи детьми ее, должны лелеять и любить ее, как родную мать.

Осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе техника — человек — биосфера. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к природе, что долж­но обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воз­действие на нее. Здесь находит свое конкретное выражение обще­философский принцип, связанный с диалектикой свободы и ответ­ственности: чем полнее свобода, тем выше ответственность.

Этот принцип имеет и глубокий нравственно-эстетический смысл. Современная экологическая ситуация требует от человека именно такого отношения к природе, без которого невозможно ни решение встающих перед ним практических задач, ни тем более совершенствование самого человека как «части», порожденной самой же природой. Человеку по мере его развития всегда было свойственно не только рациональное, сугубо практическое, но и глубокое эмоциональное, нравственно-эстетическое отношение к природе. Нравственное отношение человека к природе обусловле­но нравственным отношением к людям. Заповедь собственно чело­веческого труда гласит: с усилием возделывать природу для себя, для всего человечества и для нее самой.

Перед лицом экологической катастрофы трудно не осознать единства природы и общества, их органической связи и ответст­венности человека перед своей матерью-природой.

Если вам понравился наш сайт, то расскажите о нем своим друзьям в соцсетях, нажав на кнопки ниже. Этим самым вы поможете развитию нашего проекта. Свои замечания по представленному материалу напишите в комментариях.

Scroll to top