Экология - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. С середины XX в. в связи с многократным усилением воздействия человека на природу экология получила особое значение как научная основа охраны природы и рационального природопользования, а термин «экология» приобретает сейчас все более широкий смысл, выходя за рамки науки. Экология растений как наука занимается изучением взаимоотношений между растениями и окружающей средой. Экология растений описывает процессы взаимодействия растений и их совокупностей со средой, а также факторы, влияющие на эти процессы. На воздействия среды реагируют ботанические объекты разного уровня — от клеточного до ценотического. Поэтому экологическая ботаника рассматривает явления на уровне и клетки (цитоэкология), и организма (аутэкология), и разных совокупностей растений (синэкология). Среда слагается из ряда экологических факторов, которые необходимы для существования растений и оказывают на них определенное воздействие. Она определяет возможность произрастания в данном месте тех или иных растений. В процессе исторического развития растения приспособились к определенным условиям окружающей среды. Изменение этих условий ведет к ненормальному развитию растений, к их гибели или смене одних растений другими.
Задачи экологии:
- исследование закономерностей организации жизней;
- регуляция численности популяций;
- прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;
- восстановление разрушенных природных систем;
- сохранение эталонных участков биосферы.
В настоящее время выделяется 4 этапа в развитии экологии:
- 1-й этап: до 1866г.
- 2-й этап: 1866 – 1936гг.
- 3-й этап: 1936 – 1976гг.
- 4-й этап: 1976 – по настоящее время.
На первом этапе отсутствует понятие «Экология», однако сам подход к изучению объектов близок к экологической концепции. Так, например, в сочинениях Аристотеля имеется описание морфологических особенностей животных в зависимости от среды обитания. Аналогичные работы проводил его ученик Теофраст. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж.Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали необходимость изучения природы как единого целого.
На втором этапе глобальное значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.
Третий этап характеризуется накоплением большого фактического материала по экологии популяций. Термин «Экология» прочно входит в научную литературу. Впервые возникает статистическая обработка данных. В.В. Докучаев предположил, что почва, горная порода, климат и живые организмы составляют единое целое. В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере. Сукачев разработал учение о биогеоценозе. Появляются первые учебники и монографии (например, Ч. Элтон «Экология животных»).
Четвертый этап неоднозначный в развитии экологии. Изначально экология считается западной наукой, которую не приемлют в России. Но экологические проблемы стали носить всеобщий характер и эта наука стала социально значимой и необходимой. Во всех вузах и школах России введена дисциплина «экология». Создается масса общественных организаций, занимающихся проблемами экологии. Так, например Римский клуб – международная группа выдающихся ученых, политических деятелей, государственных деятелей, которые занимаются изучением проблем демографического взрыва, опустынивания, парникового эффекта и др.