Если мой сайт помог вам в подготовке к экзаменам вы можете отправить ссылку своим друзьям биологам.  Это сделает ресурс лучше!

Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x

Вопросы биологии занимают большое место в творчестве Аристотеля. В четырех больших и одиннадцати малых биологических трактатах Аристотеля с исчерпывающей полнотой охвачен весь круг знаний об организмах того времени. Это дает полное право считать его основателем биологии как науки. Аристотель считал, что в мире существуют различного вида "психе", т.е. души. Растения якобы обладают душами низшего порядка. Они вбирают в себя питательные вещества, размножаются. Животные, кроме того, могут передвигаться. Человек, сверх того, умеет мыслить и контролировать свои действия. Аристотель утверждал, что между всеми этими живыми существами должны быть какие-то связи. Он пытался даже систематизировать живые существа, составляя иерархическую лестницу жизни. Особенно его интересовали различия между живой и неодушевленной природой, а также родство между растениями и животными. Он изучал возможности самозарождения низших организмов; его внимание привлекали также переходные формы организмов или же - как мы сказали бы теперь - в его уме зарождалась идея о генетической зависимости.

Мозг, по Аристотелю, только вырабатывает жидкость, охлаждающую сердце. Сохраняя верность школе Гиппократа, Аристотель исповедовал его учение о четырех жидкостях тела, т.е. крови, слизи, желтой желчи и черной желчи. Преобладание в человеке той или другой жидкости определяет его характер. До сих пор в разговорном языке европейских народов удерживается определение четырех видов человеческого темперамента (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик).

В своих произведениях он упоминает об изменчивости природы и об общем происхождении животных и человека. Однако эти идеи Аристотеля были быстро забыты и до начала XIX в. не преобразовались в научную теорию.

Третий биологический трактат Аристотеля, озаглавленный "О возникновении животных", посвящен эмбриологии животных и человека. В нем рассматриваются также вопросы, связанные с:

  • происхождением пола,
  • наследованием признаков,
  • возникновением уродств и многоплодия,
  • формированием признаков в процессе постэмбрионального развития.

Для суждения о биологических воззрениях Аристотеля чрезвычайно важен последний из четырех его больших биологических трактатов "О душе". В нем рассматриваются:

  • ощущения, воспринимаемые органами чувств,
  • умственная деятельность человека,
  • вопрос о взаимоотношениях души и тела.

Аристотель имел представление о различиях между большими подразделениями животного мира и был знаком с анатомическими, эмбриологическими и физиологическими особенностями такой, например, группы, как млекопитающие. Он знал, что главнейшим признаком, характеризующими млекопитающих, является наличие у них органов воздушного дыхания - легких и горячей крови. Он знал, что они живородящи, питают детенышей молоком и что плод, находящийся в утробе матери, прикреплен к матке посредством пуповины и органа, который впоследствии был назван последом. Аристотель знал также, что ни один из этих признаков не встречается у рыб.

Учитывая все эти особенности млекопитающих, Аристотель отделил от рыб группу животных, известную под названием китов (собственно киты и дельфины), и поместил ее в непосредственном соседстве с млекопитающими. Формально Аристотель не оставил классификации животных. Однако в его трудах встречаются в достаточном количестве определения, позволяющие воссоздать ту группировку животных форм, которую с правом можно рассматривать как аристотелеву классификационную схему.

Интересны попытки Аристотеля выделить естественные группы среди живородящих четвероногих (млекопитающих) по наличию раздвоенных копыт и резцов только в нижней челюсти или по признаку однокопытности, а также установить разделение на хрящевых и прочих (костистых) рыб. В биологических работах Аристотеля обращает на себя особое внимание его стремление сопоставить между собой различные живые организмы. В ходе этого сопоставления он пришел к последовательному расположению живых существ по определенной шкале. "Лестница природы" Аристотеля представляет самую раннюю попытку такого рода, к которой затем натуралисты вернулись уже в XVII-XVIII вв. Имеются сведения, что Аристотель занимался не только зоологией, но и ботаникой, однако его ботанические труды не сохранились.

Аристотель противопоставлял материи, которую он считал пассивной, активную нематериальную форму, объясняя жизненные явления с теологической точки зрения и допуская существование божественного "первого двигателя". В своем творчестве Аристотель широко пользовался трудами как современных ему греческих философов-натуралистов и врачей, так и предшественников. В общебиологических представлениях Аристотеля нашел отражение его философский дуализм.

Во всех телах природы Аристотель различал две стороны:

  • материю, обладающую различными возможностями,
  • форму, под влиянием которой реализуется именно данная возможность материи.

По учению Аристотеля, форма является одновременно причиной и целью превращений, через которые проходит материя: форма представляет конечную целедеятельную причину, существующую наряду с зависящими от самой материи механическими причинами явлений, т. е. наряду с природной необходимостью.

В понимании явлений жизни Аристотель также основывался на указанном противопоставлении материи и формы. Зародыш образуется из смешения семени самца с выделениями самки. Последние образуют материю, т. е. возможность возникновения зародыша, но возможность эта может реализоваться лишь при воздействии на материю формы, происходящей из семени самца. В семени, таким образом, заложен принцип развития, который, по Аристотелю, есть не что иное, как душа. Ее влиянием Аристотель объяснял целесообразность строения и жизнедеятельности организмов.

По Аристотелю, существуют души трех родов:

  • душа растительная (или питающая),
  • душа чувствующая,
  • разум.

Растениям свойственна только питающая душа, животным сверх того - чувствующая, человеку, кроме двух первых, свойственен разум.

Крупнейший из биологических трактатов Аристотеля - "История животных". Здесь после некоторых предварительных сведений о животных сначала дается описание наружных и внутренних органов человека, которое служит как бы введением к сравнительно-анатомическому описанию животных, далее рассматриваются половые различия у животных, различные способы размножения у яйцекладущих и живородящих животных и особо размножение у человека. Аристотель касается сроков спаривания у животных, пишет о половом размножении и самопроизвольном зарождении, о постройке гнезд, откладке яиц, развитии цыпленка в яйце, об особенностях развития рыб и птиц, о течке и беременности.

За свою научную деятельность Аристотель был обвинен в "безбожии" точно так, как приговоренный до этого к смерти греческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Хорошо понимая, чем грозит это обвинение, Аристотель оставил "Ликей" и бежал на остров Эвбею, где и провел остальную часть жизни. Умер Аристотель в городе Хелциде на этом острове в 322 г. до н. э.

Все изложенное дает нам право с полным основанием называть Аристотеля "отцом современного природоведения" и считать его первым в мире биологом, хотя со дня его смерти прошло уже около двадцати трех столетий.

Давайте вместе сделаем данный сайт лучше! Поделитесь ссылкой на этот сайт со своими одногрупниками. Это поможет развитию нашего сайта.

2015-2021 © Биология для студентов | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на vseobiology.ru обязательна.

^ Наверх