С одной стороны, под римской наукой можно понимать всю науку, которая развивалась в период Римской империи на огромной территории, включавшей в себя и Грецию, и Египет, и Пергам. Захватив Грецию и позаимствовав от нее достижения в области философии и искусства, римляне прошли мимо огромных достижений греческой науки. За пять веков своего существования они не сделали ни одного существенного открытия в области наук о природе. Рим дал миру великих поэтов, юристов, моралистов и историков и ни одного мыслителя в области естественных наук. Однако, игнорируя теоретическую науку, они сделали ряд открытий в прикладных дисциплинах – строительстве, медицине, сельском хозяйстве и военном деле.
Единственным ученым – энциклопедистом Древнего Рима можно считать Тита Лукреция Кара, создавшего поэму «О природе вещей». Однако и этот ученый лишь изложил концепцию греческого атомиста Эпикура практически без всяких дополнений и комментариев со своей стороны. При описании принципов эпикурейской атомистики, он особенно много места уделял анализу принципов движения атомов. Так же как и его учитель, он выделил три вида движения:
- равномерное,
- прямолинейное под действием силы тяжести
- спонтанное внутреннее, вызывающее отклонение от прямой линии.
Лукреций, как и Эпикур, подчеркивал, что каждый атом состоит из нескольких наименьших неделимых частей, а размеры самих атомов ограничены. Отсюда делается вывод, что атомы не могут быть бесконечно разнообразны по своим формам. Неделимые части не могут существовать вне атома. Говоря в терминах современной физики, «наименьшие части» Эпикура и Лукреция – это элементарные частицы.
Достижения римлян в области сельского хозяйства впечатляют. В Древнем Риме земледелие было весьма уважаемым занятием, и знатные граждане сами вникали в дела своих латифундий. Можно выделить две теоретические работы в области сельского хозяйства:
- трактат Катона Старшего,
- основательная энциклопедия сельского хозяйства Колумеллы.
В своей книге, написанной в форме наставлений к сыну, Катон описывает способы посева, обработки, уборки и сбыта основных сельскохозяйственных культур, управления поместьями, приводя экономические расчеты эффективности труда работников на плантациях различных культур.
Колумелла дает советы по поводу наиболее рационального устройства имения, по агротехнике виноградников, фруктовых деревьев, зерновых культур. Несколько книг посвящено животноводству, пчеловодству, птицеводству и рыбному хозяйству. В последней книге идет речь об обязанностях управляющего имением. Основная мысль работы — упадок италийского сельского хозяйства связан с невежеством людей, управляющих имениями и работающих на земле. Поэтому его трактат является чем-то вроде учебника для сельских хозяев.
Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека.Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой, с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм. Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины. Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить:
- Диоскорида — фармаколога и одного из основателей ботаники,
- Сорана Эфесского — акушера и педиатра,
- Клавдия Галена — талантливого анатома, раскрывшего функции нервов и головного мозга.
Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.
На рубеже Античности и Средневековья резко замедлилось накопление естественнонаучных знаний. Резко активизировалась религия, да и сама философия стала принимать все более религиозный характер. Почему это происходило? Во-первых, потому, что на рубеже эпох не нашлось личности, близкой по своему масштабу к Платону и Аристотелю. Поэтому вся научная деятельность сосредоточилась на толковании идей этих двух мыслителей. Кроме того, некоторые постулаты Аристотеля при том уровне науки доказать было просто невозможно. Для этих доказательств не было ни методов, ни технических возможностей. Эта ситуация приводила к обожествлению природы. Этому были не чужды и сами Платон и Аристотель. Но Аристотель, полагая наличие Создателя обязательным, доказывал, что последующие изменения в природе происходят естественным путем. А их популяризаторы и эпигоны были вынуждены прийти к выводу, что Боги, а в последствии единый Бог, действуют с самого начала и постоянно. Разочаровавшись в возможности познания природы, люди стали искать объяснения всему происходящему в сверхъестественных источниках познания – в мистицизме и религии. Началась средневековая эпоха.