Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) по праву считается одним из родоначальников философии Нового Времени. Принадлежал к знатному роду, к английскому новому дворянству. Закончил Кембриджский университет, был дипломатом в Париже. Когда умер отец, вернулся в Англию, занимался юриспруденцией, работал в Палате общин.
Сам характер его учения сильно отличается от систем древних и средневековых мыслителей. У Бэкона нет и помину о знании, как чистом и вдохновенном стремлении к высшей истине. Он презирал Аристотеля и религиозную схоластику за то, что они подходили к философскому познанию с такой точки зрения. В соответствии с духом новой, рационально-потребительской эпохи для Бэкона характерно прежде всего стремление к господству над природой. Отсюда и его известный афоризм «знание -сила.»
До того, как целиком отдаться философии, Фрэнсис Бэкон был одним из виднейших чиновников английского королевского двора. Его общественная деятельность была отмечена крайней беспринципностью. Начав карьеру в парламенте как крайний оппозиционер, он вскоре превратился в верного лоялиста. Предав своего первоначального покровителя, Эссекса, Фрэнсис Бэкон стал лордом, членом тайного совета и хранителем государственной печати, но затем был уличён парламентом в крупных взятках. После скандального разбирательства его присудили к огромному штрафу в 40 тысяч фунтов и заключению в Тауэр. Король простил Бэкона, однако с политической карьерой ему всё же пришлось расстаться.
В своих философских трудах Фрэнсис Бэкон провозглашал цель завоевания материального могущества с такой же беспощадной односторонностью и опасным пренебрежением к нравственным законам, с какими действовал в практической политике. Человечество, по мнению Бэкона, должно подчинить себе природу и господствовать над ней. Род людской двигался вперёд благодаря научным открытиям и изобретениям.
Признавая гениальность многих древних философов, Бэкон утверждал, однако, что гений их ни к чему не послужил, так как был ложно направлен. Все они бескорыстно искали отвлечённые метафизические и моральные истины, не задумываясь о практических выгодах. Сам Бэкон думает, что «наука не должна сводиться к бесплодному удовлетворению праздного любопытства». Ей следует обратиться к широкой материально-производительной работе. В устремлениях и личности Бэкона исчерпывающе воплотился практический англосаксонский дух.
Все главные книги Фрэнсиса Бэкона объединяются в одно гигантское произведение под названием «Великое восстановление наук» (или «Великое возрождение наук»). Автор ставит в нём перед собой три задачи:
1) обзор всех наук (с установлением и специальной роли философии),
2) развитие нового метода естествознания и,
3) его применение к единичному исследованию.
Решению первой задачи посвящены сочинения Бэкона «О преуспеянии знания» и «О достоинстве и приумножении наук». Книга «О достоинстве и приумножении наук» составляет первую часть «Великого восстановления». Бэкон даёт в ней обзор человеческих знаний . По трем основным способностям души (памяти, воображению и рассудку) он разделяет все науки на три ветви:
- «историю» (опытные знания вообще, гуманитарные и естественные),
- поэзию,
- философию.
Философия имеет три объекта: Бога, человека и природу. Однако познание Бога, по Фрэнсису Бэкону, недоступно человеческому уму и должно черпаться только из откровения. Науки, изучающие человека и природу – антропология и физика. Опытную физику Бэкон считает «матерью всех наук». Метафизику (учение о первоначальных причинах вещей) он в число наук включает, но склонен смотреть на неё как на излишнее умозрение.
Вторую часть «Великого восстановления наук» составляет «Новый Органон», где Бэкон излагает свой новый научный метод. Он предполагал написать ещё четыре части «Великого восстановления», но не успел этого сделать. В третьей части Бэкон собирался изложить «Естественную и опытную историю». Четвёртая часть должна была носить название «Лестницы разума». В ней философ собирался показать причины и следствия фактов и явлений, собранных в третьей части, с целью подготовки к более совершенным открытиям. В пятой части «Великого восстановления наук» («О предварительных посылках философии») Бэкон думал собрать самые распространенные и доказанные общефилософские мнения, а в шестой («Второй философии») – выводы из этих мнений, сделанные индуктивными приемами.
«Новая Атлантида» - утопия, как у Мора. Путешественник оказывается на острове Новой Атлантиды, который называется остров Бенсалем, и рассказывает, как живут бенсалемцы. Бэкона вопрос о собственности не занимает. Есть Дом Соломона - музей достижений науки и техники. Бенсалемцы большое внимание уделяют изучению природы. Это лишь средство, чтобы поставить силы природы на службу человеку. Бэкон дает волю технической фантазии - искусство вызывать дождь, снег, гром, молнию; там же демонстрируется, как чисто искусственно синтезируются живые существа, как выращиваются и сохраняются живые органы. Описывается будущий микроскоп, другие сложные технические устройства. Бэкон выступает как пророк и энтузиаст технического прогресса и ставит вопрос об организации науки для целей, полезных для общества и государства. Эта ориентация сближает его с деятелями Возрождения -- практическая полезность знания. Последняя зависит от того, насколько наука постигает истину.
Как и возрожденческие мыслители, высоко оценивает достижения античной культуры, но сознает, насколько превосходят достижения последних веков достижения античной мысли. К схоластике относится очень плохо, «тот же Аристотель». Фрэнсис Бэкон был проникнут мыслью о том, что развитие науки приведёт в будущем к наступлению золотого века. При почти несомненном атеизме он писал о предстоящих великих открытиях с приподнятым энтузиазмом религиозного пророка и относился к судьбе науки, как к своеобразной святыне. В своей неоконченной философской утопии «Новая Атлантида» Бэкон рисует счастливую, комфортную жизнь мудрого, небольшого народа островитян, которые систематически применяют в «доме Соломона» все ранее сделанные открытия для новых изобретений. У обитателей «Новой Атлантиды» есть паровая машина, воздушный шар, микрофон, телефон и даже вечный двигатель. Самыми яркими красками Бэкон изображает, как всё это улучшает, украшает и удлиняет человеческую жизнь. Мысль о возможных вредных последствиях «прогресса» даже не приходит ему в голову.