Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x

Рене Декарт основатель новейшей догматической рационалистической философии и один из глубочайших мыслителей Франции, родился 31 марта 1596 в провинции Турень в семье парламентского советника, а умер 11 февраля 1650 в Стокгольме. Декарт рано обнаружил необыкновенные способности. На восьмом году от роду он поступил в иезуитскую  коллегию в Лафлеше, где пристрастился к математике. Чтобы узнать свет, Декарт в возрасте 21 года поступил на военную службу и участвовал во многих походах и битвах в Голландии, Германии, Венгрии. В уединенном зимнем лагере у Нейбурга (1619) он решил, отказавшись от всех предрассудков, самостоятельно построить всю философию заново на надежных достоверных основаниях. Выйдя с этою целью в отставку, Декарт провел следующие годы частью в путешествиях, преимущественно по Германии и Италии, частью в Париже. С 1629 он прожил в Голландии 20 лет, за исключением недолгих поездок в Германию, Англию и Данию, чтобы пользоваться полным досугом для выработки своей философской системы. За это время Декартом были написаны важнейшие из его сочинений (например, «Мир, или Трактат о свете»). В1649 году Декарт принял приглашение шведской королевы Христины, но вскоре переезда в Швецию умер от непривычного северного климата, хотя успел выработать план учреждения в Стокгольме академии наук. Его тело было в 1661 перевезено в Париж и погребено в церкви святой Женевьевы.

Важнейшей характеристикой философии Рене Декарта является антиемпиризм. Однако свою методологию строил на принципах рационалистической дедукции (логический умозаключение от общего к частному), считал, что ничего нельзя воспринимать на веру, все подлежит критическому анализу и сомнения.

Хотя Декарт благодаря своим математическим и физическим открытиям стал одним из творцов новейшей физики, исходной точкой своей философии он сделал не внешний, а внутренний опыт. Вследствие этого Декарт стал одним из столпов европейского рационализма, а не эмпиризма. Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. В этом убеждают многочисленные факты обманов чувств. Согласно Декарту, можно сомневаться вообще во всем, однако никак нельзя подвергнуть сомнению сам факт нашего мышления, с которым неразрывно связано убеждение в нашем существовании. Этот тезис и выражает прославленный философский афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Поэтому очевидное должно стать исходным положением философии.

Суть дедуктивного метода Рене Декарт сводит до четырех правил:

  • первое - исходный пункт познания - признание источников, начала. Истинными можно считать лишь те положения, которые не вызывают никакого сомнения и не требуют доказывания, истинность для ума самоочевидна,
  • второе - формулируется требование аналитического изучения природных явлений, каждую сложную проблему следует делить на простые,
  • третье - придерживаться определенного порядка мышления - идти от простого к сложного,
  • четвертое - достижение полного познания, полноты познания.



Критерий ясности и очевидности приводит Рене Декарта к необходимости дополнить рационалистическую дедукцию методологии интеллектуальной интуиции. Рене Декарту принадлежит идея создания общего научного метода - универсальной математики, что обеспечит господство над природой. Очень метко охарактеризовал значение научного метода, что позволит:

  • во-первых, превратить познание в организованную деятельность, свободную от случайностей,
  • во-вторых, ориентироваться не на отдельные открытия, а объединять усилия всех наук.

Научные знания, как их представляет Рене Декарт, это не отдельные открытия, а их система. Существенное место в философии Рене Декарта занимает понятие субстанции, которую определил, как вещь (любое сущее), не нуждается для своего существования ничего, кроме самой себя. Сотворенный мир разделяет на два рода субстанции:

  • духовную,
  • материальную.

Главный признак духовной субстанции - неделимость, материальной - делимость до бесконечности.

Основные атрибуты субстанции - мышление и протяженность. Духовная субстанция содержит в себе идеи, присущие ей с самого начала, а не полученные в опыте. Рене Декарт сторонник теории врожденных идей и размышления как условия общего и необходимого знания, то есть науки и философии. Материальная субстанция отождествляется с природой и считается, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки - механики. Представление внешнего мира и природы неискоренимо и ясно находится в моем уме. Поэтому, считает Декарт, протяженный мир со всеми качествами, какие мы познаем в наших ясных представлениях, действительно существует. Лежащая в основе его протяженная сущность называется телом или материей. Её природа, согласно философии Декарта, состоит не в твердости, тяжести, окраске или вообще в каком-либо качестве, постигаемом чувствами и устранимом из тела без нарушения его сущности – но единственно в протяжении. Лишь это последнее, допуская численные измерения, образует основу, не только геометрии, но и физики.

Протяжение имеет тело, но не душа. Между ними двумя существует диаметральная разница. Тело может быть разрушено, душа же неразрушима, т. е. бессмертна. Единственным главным свойством материи, по философии Декарта, является протяжение, но не энергия и силы. Количество вещества и движения, вложенных изначально в мир Богом, остается неизменным. Последние составные частицы материи – мельчайшие тельца, различные по форме и величине (корпускулы).

На животных Декарт смотрит как на живые машины без души, чувства, ибо они целиком управляются инстинктами, без всякой свободы воли. В человеке протяженная субстанция (тело) и мыслящая душа сходятся в единственном непарном органе мозга, центральной его железе; при их противоположной сути они не могли бы взаимодействовать, если бы не были соединены и согласованы Богом. Эта теория навела ученика Декарта, Гейлинкса на гипотезу окказионализма.

Несмотря на многие ошибки, неоспоримы заслуги Декарта для физиологической и психологической антропологии; но еще большая и более прочная слава принадлежит ему как математику. Он был творцом аналитической геометрии, изобрел метод неопределенных коэффициентов, впервые понял настоящее значение отрицательных корней уравнений, предложил новое остроумное решение уравнений четвертой степени, ввел показатели степеней и показал (что составляет, быть может, главную его заслугу), как можно выразить природу и свойства каждой кривой при помощи уравнения между двумя переменными координатами. Этим Декарт проложил геометрии новый путь, на котором были сделаны важнейшие открытия. Его «Геометрия» (1637), первое печатное сочинение по геометрии координат и его «Диоптрика» (1639), которая впервые излагала вновь открытый закон преломления лучей света и подготовила великие открытая Ньютона и Лейбница, навсегда останутся памятниками его великих заслуг в области точных наук. В своих философско-космогонических опытах Декарт хотел, объяснить движение небесных тел, а, следовательно, и силу тяготения, вихревыми течениями эфира, наполняющего вселенную, – теория, которая после принятия и исправления её Лейбницем долго служила знаменем для противников действия сил на расстоянии.

2015-2020 vseobiology.ru | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на vseobiology.ru обязательна.

^ Наверх