Французский учёный Жан Батист Ламарк стал первым биологом, попытавшимся создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира. Не оценённая современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время.

Жан Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк, родился 1 августа 1744 г. в местечке Базантен, в семье небогатых дворян. Родители хотели сделать его священником, но в 16 лет Ламарк оставил иезуитский колледж и пошёл добровольцем в действующую армию. В сражениях он проявил незаурядную храбрость и дослужился до звания офицера.

В возрасте 24 лет Ламарк оставил военную службу и приехал в Париж, чтобы учиться медицине. Во время обучения его увлекли естественные науки, особенно ботаника. Таланта и старания молодому учёному было не занимать, и в 1778 г. он выпустил трёхтомный труд «Французская флора». Книга принесла ему известность, он вошёл в число крупнейших французских ботаников. Пять лет спустя Ламарка избрали членом Парижской академии наук.

В 1789—1794 гг. во Франции разразилась великая революция, которую Ламарк встретил с одобрением. Она коренным образом изменила судьбу большинства французов. Грозный 1793 год резко изменил и судьбу самого Ламарка. Старые учреждения закрывались или преобразовывались.  Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был преобразован в Музей естественной истории. Ламарку предложили оставить занятия ботаникой и возглавить кафедру «естественной истории насекомых и червей». Теперь бы её назвали кафедрой зоологии беспозвоночных.

Нелегко было почти 50-летнему человеку менять специальность, но упорство учёного помогло преодолеть все трудности. Ламарк стал таким же знатоком в области зоологии, каким был в области ботаники.

Ламарк увлечённо взялся за изучение беспозвоночных животных (кстати, именно он в 1796 г. предложил назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 г. выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. (Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.)

Основной труд Ламарка «Фи­лософия зоологии» вышел в свет в 1809 г. В нем Ламарк постули­ровал основные положения об из­меняемости видов. По мнению Ламарка, эволюция животных и растений протекает настолько медленно, что человек не заме­чает происходящих изменений. К убеждению об изменяемости видов Ламарк пришел на основании длительных исследований флоры и фауны. Он столкнулся с большими трудностями в установлении границы между многими близкими видами.

Оказалось, что некоторые растения представляют собой серию форм, рассматриваемых одними ботаниками как разновидности, а другими- как самостоятельные виды. В существовании таких форм Ламарк пра­вильно увидел веское доказательство изменяемости видов. Сравнивая растения из различных районов Франции, Ламарк обнаружил, что виды, характерные для севера страны, «через ряд нечувствительных переходов» преобразуются в виды, произрастающие на юге. Так, Ламарк обнаружил переходные формы, связывающие родственные виды. И в этом Ламарк увидел доказательство несостоятельности теории постоянства видов.

Убеждение в изменяемости организмов привело Ламарка к выводу, что вся природа состоит из непрерывного ряда особей. Он полагал, что Человеку еще не известны все особи в этом непрерывном ряду, и по­этому существуют временные «перерывы», как бы разбивающие непре­рывный ряд на отдельные группы, называемые видами. С точки зрения Ламарка, систематические категории-классы, отряды, роды и даже виды - реально не существуют, а выделяются человеком лишь для удобства распознавания и изучения. Этот вывод Ламарка был ошибоч­ным. Виды существуют реально, хотя и изменяются. Ламарк не смог обнаружить диалектического Процесса - перерывов постепенности, свя­занного с естественным вымиранием видов и разновидностей, благодаря чему возникают реальные границы между видами. Изучение многообразия животных и ра­стений привело Ламарка к представлению о градации (от лат. gradus - ступень), о возможности расположить живые тела по ступеням в зави­симости от степени сложности их организации: ряды, ступени он рассматривал как результат про­грессивной эволюции, усложнения форм жизни. Это представление - одна из сильных сторон учения Ламарка.

Факторы эволюции. Отвечая на вопрос, каковы же факторы эволюции живых тел, каковы причины, приводящие к усложнению орга­низации, выраженному в градации, Ламарк называл два основных мо­мента:

  • первый из них - активное влияние внешней среды,
  • второй - тен­денция организмов к совершенствованию.

Ламарк полагал, что под непосредственным влиянием внешней среды

изменяются растительные организмы. Измененные условия среды   при

 длительном действии могут настолько изменить растительный организм,

что он может быть причислен к новому виду. Изменение условий среды

является, таким образом, непосредственным фактором видообразования.

Для животных организмов действие среды опосредовано нервной си­стемой. Изменившаяся среда изменяет в первую очередь потребности жи­вотного, затем его поведение, привычки, обеспечивающие удовлетворение потребностей. В силу этого одни органы, наиболее функционально на­груженные, постоянно упражняются, а другие теряют свое значение. Логическое развитие идеи о роли среды в процессе формирования ви­дов привело Ланарка к признанию возможности передачи по наследству признаков, приобретенных под прямым влиянием среды. Это нашло отражение в двух законах:

  • Первый: у всякого животного более частое и более длитель­ное употребление органов приводит к их увеличению и, наоборот, неупо­требление- к уменьшению или исчезновению.
  • Второй: все, что приобретено организмами под влияниями внешних условий, в результате упражнения или утрачено из-за неупот­ребления, наследуется потомками.

Гипотеза наследования приобретенных признаков, впервые сформули­рованная Ламарком, в течение целого столетия являлась предметом острых дискуссий. Данные современной генетики, подтвердили ее полную научную несостоятель­ность.

Основные положения теории Ж. Б. Ламарка:

  • Первые организмы произошли из неорга­нической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
  • У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм ус­ложнения живых существ.
  • Процесс самозарождения жизни продол­жается постоянно, что объясняет одновремен­ное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
  • Закон упражнения и неупражнения орга­нов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к ослаблению и исчезновению.
  • Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под дейст­вием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ла­марк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.

Давайте вместе сделаем данный сайт лучше! Поделитесь ссылкой на этот сайт со своими одногрупниками.

2015-2021 © Биология для студентов | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на vseobiology.ru обязательна.

^ Наверх