Методика обучения биологии — наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета. Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная задача — полнее и глубже познать его. Главная функция науки — исследование. Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика обучения, воспитания и развитие учащихся по данному предмету. Перед методикой как наукой стоят задачи выявление закономерностей процесса обучения биологии.

Основными признаками науки, как правило, являются:

  • цели,
  • предмет ее изучения,
  • методы познания.
  • формы выражения знаний.

Имеют значение также история становления и развития науки, имена ученых, обогативших ее своими открытиями. Методика обучения биологии определяет:

  • цели образования,
  • содержание учебного предмета «Биология»,
  • принципы его отбора.

Цели образования наряду с содержанием, процессом и результатом образования являются важным элементом любой педагогической системы. Методисты считают, что формирование целевого компонента современного школьного биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют:

  • уровень образованности,
  • уровень воспитанности,
  • уровень развития ученика.

Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом и таких факторов, как:

  • целостность человеческой личности,
  • прогнозтичность,
  • преемственность в системе непрерывного образования.

Cреди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:

  1. определение роли предмета биологии;
  2. разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников;
  3. определение содержания учебного предмета;
  4. разработка методов и приемов, форм обучения школьников;
  5. разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса.

Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой. Методика обучения биологии, давно сложившаяся как самостоятельная область педагогики, разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.

Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией, поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Методика подчеркивает, что воспитывающее обучение может быть действенным только в том случае, если оно соответствует возрастному развитию учащихся. Методика обучения биологии тесно связана с биологической наукой. Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Он отражает едва ли не все основные области биологии:

  • ботанику,
  • зоологию,
  • физиологию растений,
  • животных и человека,
  • цитологию,
  • генетику,
  • экологию,
  • эволюционное учение,
  • происхождение жизни,
  • антропогенез и пр.

Методика обучения биологии тесно связана с философией. Философия является теоретической основой методики, вооружает ее научным подходом к многообразным аспектам обучения, воспитания и развития школьников.

© 2015-2019 vseobiology.ru | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на vseobiology.ru обязательна.

^ Наверх