Методика обучения биологии — наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета. Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная задача — полнее и глубже познать его. Главная функция науки — исследование. Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика обучения, воспитания и развитие учащихся по данному предмету. Перед методикой как наукой стоят задачи выявление закономерностей процесса обучения биологии.
Основными признаками науки, как правило, являются:
- цели,
- предмет ее изучения,
- методы познания.
- формы выражения знаний.
Имеют значение также история становления и развития науки, имена ученых, обогативших ее своими открытиями. Методика обучения биологии определяет:
- цели образования,
- содержание учебного предмета «Биология»,
- принципы его отбора.
Цели образования наряду с содержанием, процессом и результатом образования являются важным элементом любой педагогической системы. Методисты считают, что формирование целевого компонента современного школьного биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют:
- уровень образованности,
- уровень воспитанности,
- уровень развития ученика.
Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом и таких факторов, как:
- целостность человеческой личности,
- прогнозтичность,
- преемственность в системе непрерывного образования.
Cреди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:
- определение роли предмета биологии;
- разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников;
- определение содержания учебного предмета;
- разработка методов и приемов, форм обучения школьников;
- разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса.
Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой. Методика обучения биологии, давно сложившаяся как самостоятельная область педагогики, разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.
Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией, поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Методика подчеркивает, что воспитывающее обучение может быть действенным только в том случае, если оно соответствует возрастному развитию учащихся. Методика обучения биологии тесно связана с биологической наукой. Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Он отражает едва ли не все основные области биологии:
- ботанику,
- зоологию,
- физиологию растений,
- животных и человека,
- цитологию,
- генетику,
- экологию,
- эволюционное учение,
- происхождение жизни,
- антропогенез и пр.
Методика обучения биологии тесно связана с философией. Философия является теоретической основой методики, вооружает ее научным подходом к многообразным аспектам обучения, воспитания и развития школьников.