Экологическое воспитание — это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества. Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите.
Экологическое воспитание строится на новой системе экологических ценностей:
- изменение морально-этической оценки природы,
- формирование экологических знаний, умений,
- экологического мышления,
- осознание природы как непреходящей ценности,
- пересмотр собственных потребностей,
- духовное освоение сущностных свойств природы,
- понимание человека как органической части природы.
Мировая практика образования показывает, что воспитание тех или иных качеств личности достигается только постоянным вниманием к человеку, специальными усилиями учителя, ученика и общества в целом.
Экологический материал школьного предмета многоаспектен и входит во все учебные курсы биологии. Это помогает ученикам осознать гармоническую сущность природы, механизм ее функционирования и понять, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. В этих целях особенно важно усвоение таких экологических понятий, как:
- взаимозависимость организма и среды,
- смена природных сообществ,
- смена биогеоценозов,
- устойчивость экосистем,
- биосфера,
- человек как экологический фактор.
При правильном осмыслении примеров действия антропогенных факторов у школьников формируются истинная оценка реальной действительности, готовность к участию в созидательной работе, установки на рациональное природопользование. Вместе с тем у них возникает потребность:
- понять суть происходящих в природе изменений,
- найти их причины,
- выяснить действенную роль человека,
- собрать новые факты,
- изучить явления, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу,
- высказать свое суждение о локальных (в своем регионе) экологических проблемах и о глобальных (в целом на Земле) проблемах.
Задача учителя — умело направлять внеклассную деятельность (природоохранительную, исследовательскую экологическую, натуралистическую, по дополнительному чтению) и анализировать подобные вопросы во время уроков (особенно в заключительных темах курсов биологии) и на экскурсиях в природу. Проводить беседы о бережном и ответственном отношении к природе, о соблюдении определенных правил общения с ней, о негативной и позитивной роли антропогенного воздействия в природе.
Для осуществления экологического воспитания большое значение имеют материалы:
- о сложности взаимодействий между популяциями, видами в больших и малых экосистемах,
- о продуктивности и устойчивости биосферы,
- об экологическом равновесии в биосистемах,
- о живом веществе,
- о биологическом разнообразии.
Изучение этих вопросов развивает у школьников осознание ценности жизни, значения ее разнообразия для природы и человечества, позволяет раскрыть принципы рационального природопользования: поддержание определенной численности населения биогеоценозов, сохранение большого видового разнообразия в них, сохранение среды обитания и пр. Такие сведения помогают школьникам понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе.