Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. В методике обучения биологии установились формы:
- уроки и связанные с ними обязательные экскурсии,
- домашние работы,
- внеурочные работы,
- необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, групповые или кружковые и массовые).
Все вместе они представляют Систему форм организации обучения биологии в средней школе, связующим звеном в которой выступает урок — основная форма обучения. Урок, экскурсия, внеурочная и домашняя работы, внеклассные занятия — все они решают определенные задачи:
- постановку цели,
- усвоение учебного содержания,
- подведение итогов обучения и пр.
Каждая организационная форма решает в образовательном процессе как общие, так и специфические задачи обучения. Общие — это те, на решение которых направлен весь процесс биологического образования. Специфические — те, которые преобладают в данной конкретной форме образовательного процесса.
Все формы обучения биологии взаимосвязаны между собой, дополняют и развивают друг друга. Содержание образования, цели, задачи и методы обучения реализуются в разных организационных формах учебных занятий. Их выбор обусловлен влиянием многих факторов, важнейшим из которых являются учебно-воспитательные задачи обучения Биологии.
На выбор форм оказывает влияние:
- производственное и природное окружение,
- оснащенность учебного процесса,
- оборудование кабинета натуральными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения.
Многообразие форм организации учебной деятельности позволяет сделать учебный процесс богаче, глубже познать живую природу. Важнейшей организационной формой обучения является урок, как как большая часть учебного материала по биологии изучается на уроках. Учитель, используя словесные, наглядные и практические методы, строит уроки с учетом последовательного познания объектов живой природы, начиная с более доступных для учащихся тем (растений) и заканчивая общими закономерностями.
Наиболее тесно урок связан с домашней работой. Она является продолжением изучения, пройденного на уроке в домашних условиях с высокой степенью самостоятельности. Ученики заканчивают работу, начатую в классе, ставят несложные новые опыты или повторяют те, которые были проделаны в классе. По особым заданиям учащиеся выполняют внеурочные работы, которые являются обязательными. Дети проводят наблюдение над заданным объектом или эксперимент. Экскурсии — одна из важнейших форм организации учебного процесса, они знакомят учащихся с:
- объектами,
- явлениями,
- закономерностями и законами,
- основными положениями теорий, касающихся живой природы,
- со спецификой методов ее изучения.
В преподавании биологии большое значение имеют такие необязательные формы организации учебного процесса, как внеклассные занятия. Их посещают школьники, стремящиеся углубить свои познания в области биологии. К этой форме обучения относятся:
- индивидуальная работа (исследовательская работа, чтение научно-популярной литературы),
- групповая работа (факультативы, кружки),
- массовые кампании,
- общественно полезная работа.
Взаимосвязь всех форм учитывается учителем при планировании учебно-воспитательной работы по биологии на год или полугодие. С этой целью учитель составляет перспективное планирование.