Методика обучения биологии, опираясь на многочисленные педагогические исследования, характеризует разнообразные виды и типы обучения, исторически сложившиеся в отечественной школе:
- сократовский,
- догматический,
- развивающий,
- объяснительно-иллюстративный,
- проблемный,
- программированный,
- модульный.
Первый исторически сложившийся вид обучения — сократовский — назван по имени древнегреческого философа Сократа. Процесс обучения шел с помощью наводящих вопросов для поиска истины.
Догматическое обучение — механическое запоминание со слов учителя или из книги и дословное воспроизведение услышанного или прочитанного текста. Развивающее обучение — всестороннее развитие учащихся, развитие деятельностного подхода, самостоятельности в добывании знаний и умений. Школьники свободно при поддержке учителя выступают, спорят, доказывают или опровергают выдвигаемые кем-то предположения.
Объяснительно-иллюстративное обучение, которое иногда называют пассивно-созерцательным, — это передача, усвоение знаний и применение их на практике. Главное в деятельности учителя — изложить учебное содержание с применением наглядных и иллюстративных материалов и обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения при решении практических задач.
Проблемное обучение — вид обучения, в основу которого положена идея известного отечественного психолога С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем. Поэтому данный вид обучения реализуется путем постановки (учителем) и разрешения (учеником) проблемного вопроса, проблемной задачи и проблемной ситуации. Проблемное обучение - это совокупность таких действий как:
- организация проблемных ситуаций,
- формулирование проблем,
- оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем,
- проверка этих проблем,
- проверка этих решений,
- руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.
Технология проблемного обучения была разработана и получила развитие благодаря трудам крупных отечественных дидактов, таких как И. Я. Лернер, М. М. Махмутов, В. Оконь, А. М. Матюшкина. По И.Я. Лернеру проблемное обучение –такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого следует:
- Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное посильное решение для учащихся проблем.
- Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.
Характерный признак проблемного подхода—самостоятельная познавательная деятельность.
Программированное обучение — вид получения знаний, в основе которого лежит кибернетический подход, согласно ему обучение рассматривается как динамическая система, управление которой состоит из двух основных операций — передачи команд со стороны учителя (компьютера или других технических средств и аудиовидеотехники) и ответа ученика (самооценка или действие).
Модульное обучение — учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в модулях. Каждый модуль обладает законченностью и самостоятельностью относительно других. Совокупность таких модулей составляет единое целое в раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Модульное обучение рассчитано на самостоятельную работу с учетом определенной дозы усвоения учебной информации Информатизационное обучение — вид обучения, который обусловлен социальными причинами. Информатизационное обучение характеризуется использованием обобщений информации применительно к изучению биологического содержания, внедрением методов компьютерного обучения (информационных технологий) в образовательный процесс.
Идеографическое обучение - применение знаковых выражений в изучении определенного содержания.
Дифференцированное обучение – вид обучения, нацеленный на соблюдение познавательных интересов учащихся.
Мультимедийное обучение — персонализированный способ обучения. В последние годы в практике общеобразовательной школы все чаще используют компьютеры, оснащенные средствами мультимедиа. Мультимедиа (в переводе с англ. «мульти» — много, «медиа» — среда) — это множественность информационных сред, содержательных каналов информации.