Значение контроля знаний и умений велико. Систематический контроль знаний и умений учащихся — важная составная часть обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного процесса. Назначение контроля -проверить, определить, как усвоен учащимися пройденный материал. Контроль в своем определении означает проверку чего-либо. С точки зрения кибернетических представлений, контроль рассматривается как обратная связь, свойственная саморегулирующейся системе. Контроль обеспечивает:
- возможность анализировать учителю свою преподавательскую деятельность, достижения и недостатки,
- принимать меры к устранению недочетов.
Таким образом, контроль знаний имеет большое значение и для ученика, и для учителя. В связи с этим дидактика рассматривает информацию, получаемую в результате контроля за учебной деятельностью, выполняемого учителем, как внешнюю обратную связь, а информацию от самоконтроля ученика, от осознания своих познавательных действий и их результатов — как внутреннюю обратную связь. Контроль знаний является также средством самопроверки учителя, а значит, и средством для улучшения качества его работы.
Систематическая информация о состоянии знаний и умений учащихся позволяет учителю:
- оперативно использовать рациональные способы и средства обучения,
- точно и правильно управлять учебным процессом,
- предвидеть его логику,
- прогнозировать результаты усвоения знаний.
Формы контроля. Проверка и учет знаний — важная сторона любого урока биологии. Учителя на уроках часто используют словесные, наглядные и практические методы контроля знаний и умений.
Формы учета знаний:
- монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков и пр.);
- выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения;
- самостоятельное выполнение лабораторной работы;
- узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой.
Самой распространенной формой контроля считается устная проверка знаний. Она дает возможность проверить каждого ученика, поэтому называется индивидуальным опросом. Вопросы для устной проверки надо формулировать так, чтобы они были понятны и посильны для ученика, побуждали его к развернутому рассказу, а не к односложному ответу. Фронтальная устная проверка отличается от индивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Как правило, такая форма активизирует детей.
Уплотненный опрос. Одни учащиеся поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, рисунок на доске, другие отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, третьи выполняют письменную работу.
Письменная работа часто используется для проверки знаний по биологии. Письменная проверка оказывает положительное влияние на развитие абстрактного, отвлеченного мышления в письменной речи учащихся. Эта проверочная работа не требует специального оборудования, и ее можно проводить в любой части урока.
Тестирование (от англ. test — проба, испытание) считается объективным инструментом для выявления уровня знаний. Педагогический тест характеризуется как система фацетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности. Задания в тестовой форме состоят из:
- инструкции,
- самого задания,
- вариантов ответов.
На основании результатов выполнения теста определяется успеваемость, которую считают обобщенным показателем знаний. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат — отметка. Различают четыре вида контроля знаний:
- предварительный,
- текущий,
- периодический,
- итоговый (заключительный).
Их выделяют в зависимости местоположения и назначения в учебном процессе.