Средства обучения — разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. В связи с этим можно выделить три основных вида средств обучения:
- реальные (натуральные) объекты и процессы,
- знаковые (изобразительные) заместители реальных объектов и процессов,
- словесные, или вербальные, средства.
Реальные, или натуральные, объекты — это микропрепараты, организмы живые или фиксированные. Реальные свойства изучаемых объектов могут восприниматься не только зрением, но и органами обоняния, слуха, осязания.
Знаковыми, или изобразительными, заменителями реальных объектов и процессов являются таблицы с изображением, например, строения клетки. Сюда же относятся схемы, фотографии и материализованные модели разных объектов и процессов, например, модель ДНК, модель работы сердца, муляжи ископаемых животных и телевизионные изображения. Как особая группа изобразительных пособий, выступают компьютерные мультимедийные средства обучения.
Словесные, или вербальные средства — это книга, в том числе учебник, слово учителя, дикторский текст, сопровождающий теле или кинокадры, программное обеспечение для работы с компьютером (видеокадры, модели, программы действий и контроля за достижениями), тесты и рабочие тетради.
Практика работы школы и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека Наглядные пособия — это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений — основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование — вспомогательные.
Среди технических, как особую группу часто выделяют аудиовизуальные средства, в том числе средства статической экранной проекции, динамической, а также звуковые. Среди основных средств различают:
- реальные (натуральные),
- знаковые (изобразительные),
- вербальные (словесные) средства,
а среди вспомогательных:
- технические средства обучения (ТСО),
- лабораторное оборудование (ЛО).
Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства обучения, в том числе различные приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. Приборы используют для ознакомления с методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов. На многих уроках используются разные технические средства обучения:
- кинопроектор,
- эпидиаскоп и др.
Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, DVD) расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Он позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность:
- моделировать определенные процессы и ситуации,
- выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям,
- значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.
Время стремительно летит вперед. Школьный учитель не может остаться в стороне от достижений в области информационных технологий, доступных школе. Компьютер не заменит человеческого общения, зато ему по силам сделать урок ярче. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране — медиапрезентация.