Цели обучения биологии в современной общеобразовательной школе предполагают:
- формирование всесторонне развитой личности;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих самоопределение личности, её самореализацию, готовность к продолжению образования, участию в укреплении гражданского общества;
- усвоение основ учебных дисциплин образовательной области «Естествознания»;
- изучение основных составляющих естественно-научной картины мира;
- изучение прикладного компонента естественных наук, обеспечивающего подготовку учащихся к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире;
- усвоение основных представлений о научном методе исследований и его месте в системе общечеловеческих культурных ценностей;
- формирование и развитие познавательных способностей у школьников.
Однако главнейшая цель общего образования школы нового типа XXI века – всестороннее развитие личности ученика. Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:
- Определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников.
- Разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников, и проверка этих предложений на практике в школе.
- Определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в
- Разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук.
- Разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.
- Обеспечение учащихся прочными и осознанными знаниями основ биологических наук, основ сельскохозяйственного производства и других отраслей народного хозяйства, связанных с биологическими науками.
- Формирование научного мировоззрения.
- Патриотическое и интернациональное, экологическое, эстетическое, этическое и гражданское, трудовое, экономическое, физическое, гигиеническое воспитание.
- Взаимосвязь элементов воспитания.
- Развитие личностных качеств учащихся: логического мышления, речи, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к изучению природы.
- Формирование научного мировоззрения учащихся при обучении биологии.
- Осуществление нравственного, экологического, эстетического, этического, экономического, трудового воспитания школьников.
Государственный образовательный стандарт - система параметров, характеризующих качество общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по достижению образовательных требований. Понятие стандарта означает норму, образец, мерило. Основными объектами стандартизации в образовании являются:
- его структура,
- содержание,
- объем учебной нагрузки,
- уровень подготовки учащихся.
Стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование ст. 7 Закона РФ «Об образовании». Сущность общеобразовательного стандарта раскрывается через его функции:
- Критериально-оценочная - ориентирование системы образования при определении содержания обучения , объема учебной нагрузки, оценки результатов обучения.
- Функция обеспечения права на полноценное образование.
- Функция сохранения единства образовательного пространства страны.
- Функция гуманизации образования.
- Функция управления. Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.
- Функция повышения качества образования.
Образовательные стандарты призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования.