Понятие - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. К основным положениям теории о развитии биологических понятий школьного предмета можно отнести следующее:

  1. учебный предмет "Биология" является системой основных понятий науки и практики;
  2. в понятиях выражается содержание предмета "Биология";
  3. понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления и воспитания учащихся;
  4. понятия не дают ученикам в готовом виде, их развивают в процессе обучения;
  5. формирование и развитие биологических понятий происходят в поэтапном процессе;
  6. существуют типы понятий: специальные, локальные и общебиологические;
  7. сложные понятия формируют в процессе их развития путем обобщения простых понятий, слияния, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других учебных дисциплин (на межпредметной основе);

В теории развития биологических понятий также было отмечено, что процесс развития понятий - обязательное условие приобретения прочных и осознанных знаний. Большое значение в этом процессе придается преемственности содержания всех учебных курсов биологии, а также перспективным и ретроспективным линиям движения понятия в учебном предмете, для чего рекомендуется строить "графики движения понятий". Таким образом, основными понятиями школьной биологии являются:

  • морфологические,
  • анатомические,
  • физиологические,
  • экологические,
  • систематические,
  • филогенетические,
  • цитологические,
  • эмбриологические,
  • генетические,
  • агрономические.

В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека, кроме того, гигиенические и медицинские. Обще принятое деление понятий на единичные и общие в методике биологии может быть конкретизировано как понятия простые и сложные. В школьной биологии имеют место специальные понятия, развиваемые в пределах одного курса (ботаника, зоология и др.), и общебиологические, развиваемые во всех курсах предмета. Каждое понятие постепенно развивается, усложняется. Простое, начальное понятие, включающее один элемент знания, объединяясь с другими простыми понятиями, образует сложное. Так, понятие о листе на первом уроке по теме является простым, первичным. Учащиеся узнают, что лист имеет зеленую пластинку с жилками и черешок, т. е. приобретают понятие о внешней форме. К концу изучения темы, на двенадцатом уроке, понятие "лист" становится сложным, включающим ряд элементов знаний. Учащиеся знают разные формы листа, анатомическое строение, образование органического вещества в листе путем усвоения углекислого газа на солнечном свету, дыхание листа, испарение воды листьями, приспособительные признаки листьев у разных растений. Аналогичное развитие, усложнение претерпевают понятия о семени, корне, цветке и т.д.

Еще более сложно понятие о целом растении, его строении, функциях всех его органов, обмене веществ, развитии, связи с условиями жизни, месте в эволюции и систематике. Такие понятия составляют уже систему. В курсе зоологии понятие о каждом животном объединяет понятия о его морфологии, анатомии, физиологии и экологии. Одновременно развивается понятие об эволюционном усложнении организмов. Из приведенных примеров видно, что данные понятия в ряде случаев могут быть относительно простыми и относительно сложными.

Специальными понятиями называются такие, которые развиваются в пределах одного курса. Среди них можно выделить локальные понятия, развивающиеся только в пределах темы или отдельных уроков. Общебиологическими считают понятия о биологических закономерностях, относящихся ко всем живым организмам и обобщающих специальные понятия отдельных биологических курсов:

  • клетка как единица жизни,
  • единство строения и функции организмов,
  • взаимосвязи организма и среды,
  • организм как саморегулирующаяся система,
  • обмен веществ и превращение энергии,
  • самовоспроизведение организмов,
  • эволюционное развитие мира,
  • биологическая система,
  • уровень организации живой материи.

Эти понятия образуются из специальных понятий и развиваются во всех курсах школьной биологии на материале каждого из них. Предмет "Биология" в школе - это основа знаний таких областей биологической науки, как генетика, цитология, ботаника, зоология, микробиология, эволюционное учение, экология, систематика, физиология, морфология и др. Все они в школьном предмете представлены в виде систем понятий, которые формируются, развиваются в учебных курсах биологии 6- 11 классов.

© 2015-2019 vseobiology.ru | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на vseobiology.ru обязательна.

Заказать курсовую скидка 15%

^ Наверх