Цели и задачи биологического образования. В настоящее время в биологической науке приоритетными, имеющими принципиальное теоретическое и практическое значение направлениями являются следующие:
- экологическое (роль биологии в сохранении биосферы, биологического разнообразия, в предотвращении экологических бедствий);
- молекулярно-цитологическое (изучение глубинных структур и механизмов жизнедеятельности организмов на молекулярном уровне, сущность жизненных процессов на клеточном уровне, генетика, изучение онтогенеза, клеточно-эмбрионная биотехнология, генная и клеточная инженерия);
- эволюционное (новые данные о происхождении жизни на Земле, синтетическая теория эволюции, происхождение и эволюция человека).
Целями биологического образования являются:
- овладение компонентами научных знаний и методологией научного познания, составляющими основу целостного миропонимания и научного мировоззрения обучающихся;
- осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
- овладение знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, стилей мышления и областей практического применения биологических закономерностей как средства развития плодотворной деятельности и культуры;
- разностороннее развитие личности учащихся: памяти, наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, творческих способностей.
Структура школьного биологического образования, его содержание строится по концентрическому принципу и раскрывается на трех этапах-концентрах:
- пропедевтический (1–4-й классы начальной школы и 5–6-й классы основной 10-летней школы);
- основной (7–10-й классы основной 10-летней школы);
- профильный (11–12-й классы средней (полной) школы).
Пропедевтический этап получения естественно-научных знаний должен предшествовать систематическому курсу биологии. Первоначальные знания по биологии вводятся при изучении пропедевтических курсов «Природоведение» или «Окружающий мир» (1–4-й классы), «Естествознание» (5–6-й классы). В результате пропедевтической подготовки по биологии учащиеся должны получить краткие и достаточно систематизированные сведения о царствах живой природы, строении и функциональных особенностях живых организмов (рост, развитие, обмен веществ, размножение), о взаимосвязях организмов разных царств и круговороте веществ в природных сообществах. Кроме того, в пропедевтическом курсе учащиеся должны получить представления о телах и веществах, растворах, концентрации, диффузии, без чего в систематическом курсе невозможно раскрыть сущность закономерностей живой природы, ее процессов и явлений.
Основной этап школьного биологического образования (7–10-й классы). Биологические знания на этом этапе формируются при изучении обязательного для всех типов общеобразовательных учреждений систематического курса биологии (7–10-й классы) и являются фундаментом для продолжения образования в старших классах (11–12-й классы) средней (полной) школы. Нормативный объем этого курса составляет 2 ч в неделю в каждом классе. В содержании биологического образования основной 10-летней школы должны занять достойное место теоретические знания об эволюции, уровнях организации живой природы, селекция, биотехнология, генная и клеточная инженерия, рациональное природопользование и охрана природы.
Профильный этап изучения биологии, (11–12-й классы средней (полной) школы. В средней (полной) школе в наибольшей мере реализуются принципы демократизации и дифференциации образования. Учащиеся получают право выбрать один из предлагаемых профилей обучения: гуманитарный, общеобразовательный, биолого-химический, физико-математический и др. Профильная школа не является обязательной для всех и имеет своей целью подготовку учащихся к выбору будущей профессии и продолжению образования в вузе.
Реализации экспериментальных методов, применяемых в обучении биологии, будет способствовать система лабораторных работ, экскурсий в природу, знакомство с местными экосистемами, основными производствами, практическая работа учащихся на учебно-опытном участке, самонаблюдения. Наряду с традиционными формами и методами обучения должны применяться моделирование ситуаций научного поиска, учебные и деловые игры.