Урок — это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом — постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся — по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении. Проведение уроков биологии возможно и «под открытым небом» — на школьном опытном участке, на территории школы или в краеведческом музее и зоомузее.
В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы:
- дидактические,
- воспитательные,
- организационные.
К числу дидактических, как и методических требований, относятся:
- четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока;
- определение оптимального содержания урока;
- выбор рациональных методов, приемов и средств обучения.
Воспитательные требования к уроку:
- четкая постановка воспитательных задач урока;
- формирование и развитие познавательных интересов учащихся;
- соблюдение учителем педагогического такта.
Организационные требования к уроку:
- наличие продуманного плана проведения урока;
- четкая организация урока на всех этапах его проведения;
- подготовка и рациональное использование различных средств обучения.
Различаются такие типы уроков:
- вводные;
- раскрывающие содержание темы,
- заключительные, или обобщающие.
Вводный урок. Основная функция урока вводного типа заключается в подготовке учащихся к восприятию новой информации, установлении связей между старыми и новыми знаниями, в возбуждении интереса к новым изучаемым проблемам по биологии. Этот урок выполняет организационную роль. Учащиеся знакомятся с задачами нового раздела, его ведущими идеями, спецификой учебной и практической деятельности, работой по учебнику, дополнительной литературой, тетрадями.
Уроки, раскрывающие содержание темы. На уроке данного типа решается несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний учащихся. Основной задачей все же является изучение нового содержания. Структура урока вариативна, но в общих чертах выдерживает следующие этапы:
- организационный момент;
- проверка знаний (опрос или проверка выполнения домашнего задания);
- изложение нового материала;
- закрепление изученного материала;
- задание на дом.
Структура уроков данного типа может изменяться в зависимости от содержания учебного материала, условий и подготовленности учащихся. Так, в структуре некоторых уроков может полностью отсутствовать проверка домашнего задания, воспроизведение опорных знаний, например, при изучении совершенно незнакомого для учащихся объемного материала.
Обобщающий урок. Задачи обобщающего урока очень многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Важно проверить осмысливание отдельных элементов целостной системы понятий, восполнить пробелы в знаниях на основе контроля и оценки. Урок строится так, чтобы были раскрыты важнейшие идеи темы, подведены итоги и сделаны выводы. Проводятся обобщающие уроки после изучения одной или нескольких тем, когда требуется систематизировать и обобщить разрозненные знания, установить их соподчиненность, оформить в целостную систему. В целях обобщения и систематизации знаний уроки строятся в проблемном или репродуктивном плане и могут относиться к разным видам:
- урок-объяснение,
- урок лабораторной работы,
- кино-урок,
- урок с использованием телевизионных передач,
- урок-семинар.
Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов:
- постановка задач;
- повторение основных вопросов темы;
- выявление ведущих идей и систематизация знаний во круг новополагающих понятий, их дальнейшее развитие и углубление;
- обсуждение наиболее трудного и важного материала;
- подведение итогов.
Знания учащихся оцениваются на всех этапах обобщающего урока.
Структура урока:
- организационный момент,
- проверка домашнего задания,
- изложение нового материала,
- его закрепление,
- задание на дом.
Организационный момент определяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, оборудования, письменных принадлежностей и др ) 1— 2 мин.
Проверка домашнего задания — выявить знания учащихся и установить возможности продвижения в изучении биологического материала. 10—15 мин.
Изучение нового материала (20—25 мин и более).
Закрепление — учитель обязан на уроке получить информацию об усвоении нового учебного материала.