Урок — это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом — постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся — по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении. Проведение уроков биологии возможно и «под открытым небом» — на школьном опытном участке, на территории школы или в краеведческом музее и зоомузее.

В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы:

  • дидактические,
  • воспитательные,
  • организационные.

К числу дидактических, как и методических требований, относятся:

  • четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока;
  • определение оптимального содержания урока;
  • выбор рациональных методов, приемов и средств обучения.

Воспитательные требования к уроку:

  • четкая постановка воспитательных задач урока;
  • формирование и развитие познавательных интересов учащихся;
  • соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные требования к уроку:

  • наличие продуманного плана проведения урока;
  • четкая организация урока на всех этапах его проведения;
  • подготовка и рациональное использование различных средств обучения.

 Различаются такие типы уроков:

  1. вводные;
  2. раскрывающие содержание темы,
  3. заключительные, или обобщающие.

Вводный урок. Основная функция урока вводного типа заключается в подготовке учащихся к восприятию новой информации, установлении связей между старыми и новыми знаниями, в возбуждении интереса к новым изучаемым проблемам по биологии. Этот урок выполняет организационную роль. Учащиеся знакомятся с задачами нового раздела, его ведущими идеями, спецификой учебной и практической деятельности, работой по учебнику, дополнительной литературой, тетрадями.

Уроки, раскрывающие содержание темы. На уроке данного типа решается несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний учащихся. Основной задачей все же является изучение нового содержания. Структура урока вариативна, но в общих чертах выдерживает следующие этапы:

  1. организационный момент;
  2. проверка знаний (опрос или проверка выполнения домашнего задания);
  3. изложение нового материала;
  4. закрепление изученного материала;
  5. задание на дом.

Структура уроков данного типа может изменяться в зависимости от содержания учебного материала, условий и подготовленности учащихся. Так, в структуре некоторых уроков может полностью отсутствовать проверка домашнего задания, воспроизведение опорных знаний, например, при изучении совершенно незнакомого для учащихся объемного материала.

Обобщающий урок. Задачи обобщающего урока очень многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Важно проверить осмысливание отдельных элементов целостной системы понятий, восполнить пробелы в знаниях на основе контроля и оценки. Урок строится так, чтобы были раскрыты важнейшие идеи темы, подведены итоги и сделаны выводы. Проводятся обобщающие уроки после изучения одной или нескольких тем, когда требуется систематизировать и обобщить разрозненные знания, установить их соподчиненность, оформить в целостную систему. В целях обобщения и систематизации знаний уроки строятся в проблемном или репродуктивном плане и могут относиться к разным видам:

  • урок-объяснение,
  • урок лабораторной работы,
  • кино-урок,
  • урок с использованием телевизионных передач,
  • урок-семинар.

Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов:

  1. постановка задач;
  2. повторение основных вопросов темы;
  3. выявление ведущих идей и систематизация знаний во круг новополагающих понятий, их дальнейшее развитие и углубление;
  4. обсуждение наиболее трудного и важного материала;
  5. подведение итогов.

Знания учащихся оцениваются на всех этапах обобщающего урока.

Структура урока:

  • организационный момент,
  • проверка домашнего задания,
  • изложение нового материала,
  • его закрепление,
  • задание на дом.

Организационный момент определяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, оборудования, письменных принадлежностей и др ) 1— 2 мин.

Проверка домашнего задания — выявить знания учащихся и установить возможности продвижения в изучении биологического материала. 10—15 мин.

Изучение нового материала (20—25 мин и более).

Закрепление — учитель обязан на уроке получить информацию об усвоении нового учебного материала.

 

© 2015-2018 vseobiology.ru | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на vseobiology.ru обязательна.

Заказать курсовую

^ Наверх