Методы обучения — одна из существенных и сложных проблем в методике обучения биологии. В практике сложились различные методы обучения биологии. Все их можно сгруппировать по наиболее существенным общим признакам:
- источник получения знаний,
- характер деятельности учителя,
- характер деятельности учащихся в процессе обучения.
На основе этих признаков выделены три группы методов обучения:
- словесные (один источник знания — слово),
- наглядные (два источника знаний — слово и наглядность),
- практические (три источника знаний — слово, объект изучения и практическое обследование предмета).
К группе словесных методов относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. Здесь деятельность учителя выражается в виде слова, а деятельность учащихся — преимущественно в виде слушания, осмысления, устных или письменных ответов.
Группу наглядных методов представляют демонстрации опытов и наглядных пособий, показ предметов и явлений в натуральном виде или в изображении (рисунок, схема, муляж, модель). Учитель словом организует наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и таким путем приобретают знания.
Группу практических методов в биологии представляют работы с изучаемым объектом или учебником.
Чрезвычайное разнообразие и взаимосочетание методов обучения, их вариативность обеспечиваются различными методическими приемами. Любой из методов обучения осуществляется с помощи приемов. Наиболее часто методическими приемами называют элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения. Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская (1966) разделили методические приемы на три группы:
- логические,
- организационные,
- технические
и соотнесли их по группам методов. Названными авторами представлены словесные, наглядные и практические группы методов, или роды методов; беседа, рассказ, лекция, демонстрация, распознавание и др. — виды методов, соответствующие тому или иному роду. Во всех группах методов используются одни и те же логические приемы интеллектуальной деятельности:
- сравнение,
- обобщение,
- выявление признаков,
- выводы,
- поставка проблемы,
- доказательство и др.
Организационными приемами учитель направляет внимание, восприятие и работу учащихся. К техническим приемам относится использование различного оборудования, подсобных средств и материалов, улучшающих познавательную работу школьников. Многообразие методов и приемов обучения является характерной особенностью учебного процесса в целом. Выбор методов обучения объективно обусловлен многими факторами. При выборе методов основополагающими являются цели урока и содержание учебного материала, материальная база, возраст и подготовка учащихся. Знание факторов, обусловливающих выбор методов, дает возможность учителю правильно ориентироваться с учетом конкретных условий обучения, в частности при подготовке к уроку.