Структура урока — это совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при различных вариантах. К числу составных элементов, например, комбинированного урока, относятся:
- организационный момент,
- проверка домашнего задания,
- изложение нового материала,
- его закрепление,
- задание на дом.
Организационный момент - определяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, оборудования, письменных принадлежностей и др.) и всегда занимает первое место, на него отводится не более 1— 2 мин.
Проверка домашнего задания — выявить знания учащихся и установить возможности продвижения в изучении биологического материала. Проверка домашнего задания на уроке не должна занимать более 10—15 мин. Следующий этап — изучение нового материала, на этом этапе происходит формирование и развитие биологических понятий, мыслительных способностей. На это отводится больше всего времени (20—25 мин и более). Закрепление — учитель обязан на уроке получить информацию об усвоении нового учебного материала. Чаще всего педагог задает несколько вопросов по самым существенным, узловым проблемам темы урока.
Структура урока зависит от поставленных целей, его содержания, методов и методических приемов, от используемых средств наглядности, а также от уровня подготовки и развития учащихся, от места урока в образовательном процессе. Структура урока отражается в плане проведения урока.
Схема плана урока биологии:
- Тема урока.
- Задачи урока.
- Тип (вид) урока.
- Контроль знаний и умений учащихся.
- Краткое содержание нового материала (в виде плана).
- Вопросы для закрепления нового.
- Домашнее задание по учебнику, рабочей тетради и др.
- Текст для записи на доске, термины, определения, даты —все то, что преподаватель может неожиданно забыть во время урока.
Широко распространена классификация уроков по основным дидактическим целям. В ней выделялись следующие типы уроков:
- формирование умений и навыков;
- обобщение и систематизация знаний;
- повторение,
- закрепление знаний, умений и навыков;
- контрольно-проверочные;
- комбинированные, где решается одновременно несколько дидактических задач.
Типы уроков определялись также из главной дидактической задачи - усвоения новых знаний и умений, их совершенствования и проверки. На этой основе выделено пять типов уроков:
- изучение нового материала;
- совершенствование и применение теоретических знаний и умений;
- обобщение и систематизация знаний;
- контрольно-учетные;
- смешанные или комбинированные.
В основу другой классификации были положены способы проведения уроков:
- уроки-лекции,
- уроки-экскурсии,
- уроки-беседы,
- киноурок,
- уроки лабораторных работ,
- уроки самостоятельных работ и т. п.
Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме. Различаются такие типы уроков:
- вводные;
- раскрывающие содержание темы;
- заключительные, или обобщающие.
Соотношение типов и видов уроков по биологии.