Большая часть учебной деятельности по овладению школьной программой по биологии связана с кабинетом биологии. Школьный кабинет биологии — особое учебное подразделение школы, оснащенное учебным оборудованием, которое содействует активной познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеурочной, внеклассной работе по предмету «Биология». Кабинет биологии — это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии. Первые кабинеты естествознания представляли собой музей, в котором хранились гербарии растений и чучела животных в застекленных шкафах. Позднее, с внедрением, экспериментальных методов кабинет становится классом-лабораторией. Появились стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, были выделены комнаты для живых растений и мелких животных (уголок живой природы). В кабинете содержится:

  • общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии,
  • специфическое — для конкретного курса, конкретной темы.

Функциональное назначение кабинета биологии значительно шире, здесь можно выделить несколько взаимосвязанных функций:

  • учебно-воспитательную,
  • научно-методическую,
  • размещения учебного оборудования,
  • справочная и учетная.

Учебно-воспитательная роль кабинета. В кабинете биологии осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учеников, для чего предусмотрено особое оборудование. В кабинете организуют сменные и постоянные экспозиции.

Научно-методическая роль кабинета. Кабинет — это место работы учителя биологии. Поэтому в нем должно находиться все то, что необходимо учителю для творческой подготовки к уроку и другим видам занятий со школьниками:

  • программы,
  • учебники,
  • сборники задач и тестов по биологии,
  • периодическая литература,
  • различная методическая литература.

В том числе книги по общей биологии, определители, методическое обеспечение для использования компьютера и др.

Комплексное применение учебного оборудования позволяет наиболее полно реализовать в учебном процессе единство содержания, методов и средств обучения. Комплексы учебного оборудования подготавливаются учителем к каждому уроку и не остаются постоянными.

Размещение учебного оборудования. В кабинете биологии находится система наглядных пособий:

  • натуральные объекты;
  • изображения натуральных объектов;
  • раздаточный материал и дидактические карточки;
  • приборы и приспособления для демонстрации технических средств;
  • лабораторное оборудование;
  • химические вещества;
  • небольшая аптечка для оказания первой помощи.

Основная часть учебного оборудования хранится в шкафах по типам пособий, разделам и темам программы с учетом объема, массы, габаритов, частоты использования и требований к хранению Чучела, коллекции насекомых и гербарии хранят упакованными в коробки с нафталином или мешочками с инсектицидами. Скелеты животных помещают в застекленную часть шкафа, скелет человека — в полиэтиленовый чехол. Микропрепараты хранят в специальных коробках, каждый препарат в своем отделении. Микроскопы и штативные лупы кладут в футляры. Таблицы наклеивают на картон и хранят в вертикальном положении. Бумажные таблицы раскладывают на широких полках в горизонтальном положении. Дидактические карточки, фотографии, рисунки, схемы, открытки, раздаточный материал с частями растений хранят в конвертах, каталожных ящиках или папках.

Справочная функция кабинета. Для быстрого получения информации о наличии в кабинете биологии того или иного учебного оборудования, месте его хранения должна быть справочная картотека по основным разделам: литература, приборы, технические и аудиовизуальные средства обучения, таблицы, препараты, коллекции, гербарии и пр. Кроме того, кабинет должен иметь набор видеокассет, дискет с программным обеспечением для компьютера и пр.

© 2015-2018 vseobiology.ru | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на vseobiology.ru обязательна.

Заказать курсовую

^ Наверх