Структура школьного курса биологии проявляется в программах. В них содержание учебного материала распределяется по годам обучения, а также по разделам и темам. В отечественной методике преподавания биологии установилась традиционная система изучения биологического материала:

  • по объектам живой природы: бактерии, грибы, лишайники, растения, животные, организм человека и его здоровье,
  • общебиологические явления — биохимические, цитологические, эмбриологические, генетические и эволюционные.

Усвоению биологии способствует пропедевтический курс природоведения (или естествознания) в 5 классе. Он опирается на элементарные представления учащихся начальной школы о разнообразии предметов и явлений природы, об организме человека и способах профилактики наиболее распространенных заболеваний.

В 6 классе начинается изучение основ биологии. Особое внимание обращается на организм высших растений, условия его жизнедеятельности и способы приспособления к факторам окружающей среды. Учащиеся также узнают о видовом разнообразии растений, о способности представителей каждого из видов к совместному обитанию в природных сообществах.

В 7 классе учащиеся знакомятся с животными, жизнедеятельность которых во многом зависит от растений. Их внимание акцентируется на известных представителях большинства типов животных. Они узнают о том, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительный характер, сложившийся в процессе исторического развития.

В 8 классе учащиеся изучают раздел «Человек» («Человек и его здоровье»). Они получают общие сведения о человеческом организме, уровнях его организации и топографии внутренних органов. Также рассматриваются клетка и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая регуляторную деятельность. Особое внимание обращается на изучение высшей нервной деятельности.

Завершается биологическое образование в средней школе изучением раздела «Общая биология». В нем раскрываются общие представления о жизни, закономерностях живой природы и процессах, протекающих в биологических системах. Для этого привлекаются знания о бактериях, грибах, растениях, животных, человеке, полученные в предшествующих разделах. При этом у учащихся складывается отчетливое представление о разнообразии жизни на Земле, эволюционных изменениях различных объектов живой природы и необходимости их сохранения для будущих поколений. Раздел «Общая биология» позволяет обсуждать цитологические, эмбриологические, эволюционные, филогенетические, экологические и генетические закономерности на новом, более высоком уровне. Важное место при этом отводится систематизации и обобщению научных знаний с опорой на существующие способы деятельности.

Сложившаяся система разделов курса «Биология» сохранилась в обозначенной ранее последовательности. Сейчас установилась единая структура содержания предмета по годам его изучения:

  1. растения, бактерии, грибы, лишайники — 6 класс (35 часов);
  2. животные — 7 класс (70 часов);
  3. человек или человек и его здоровье — 8 класс (70 часов);
  4. общая биология — 9 класс (70 часов);
  5. общая биология — 10-11 классы (307 - 360 часов для школ и классов естественно-научного профиля);
  6. естествознание — 10-11 классы (136 часов для школ и классов гуманитарного и социолого-экономического профилей).

Курс общей биологии – комплексный учебный предмет, состоящий из основ таких интегрирующих наук, как эволюционное учение, цитология, генетика и др. Комплексный характер курса определяет его структуру, которая обусловливается:

  • системой связей между науками,
  • степенью биологической и общеобразовательной подготовки школьников,
  • требованиями теории развития понятий.

Целостное единство курсу придают учения об эволюции и уровнях биологической организации, вокруг которых концентрируется основное содержание заключительного курса биологии, с их помощью определяется последовательность изучения ведущих проблем науки о жизни.

© 2015-2019 vseobiology.ru | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на vseobiology.ru обязательна.

^ Наверх