Региональные природные различия в нашей стране должны быть отражены в содержании образования биологии. Региональный компонент должен ориентировать учащихся на более подробное и глубокое изучение разделов курса. Необходим поиск путей введения регионального содержания о биоразнообразии и научных основ изучения и сохранения биоразнообразия в школьный курс биологии, так как эти знания играют ведущую роль в формировании естественнонаучной картины мира, составляют научную основу природоохранной деятельности.
Учащиеся основной средней школы затрудняются назвать:
- виды, распространённые на территории региона,
- охраняемые виды животных,
- не владеют информацией о заповедниках, заказниках на территории области,
- не знакомы с мероприятиями, проводимыми по сохранению исчезающих видов.
Учащиеся (полной) средней школы не могут обосновать вывод о популяции как единице эволюции, действии естественного отбора, приспособленности, о биоразнообразии как необходимом условии устойчивого развития биосферы. Актуальным является необходимость изучения биоразнообразия региональной фауны на основе активных методов обучения, так как единообразие обучения снижает качество знаний учащихся.
В настоящее время основными направлениями развития системы образования являются гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников, с ориентацией на практическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. Достичь этого можно при помощи регионального компонента, на который в учебных программах для общеобразовательных учреждений по биологии предусматривается выделение 10-15% времени.
Содержание регионального компонента необходимо дополнять местным материалом, который способен пробуждать интерес к изучению биологии и может помочь школьнику адаптироваться в сложной социальной жизни. Введение в программы по биологии местного материала позволяет переориентировать учителя с традиционного ознакомления учащихся с природой на их экологическое образование.
Основной формой обучения является урок, поэтому главная задача – это создание и проведение уроков, с использованием элементов регионального компонента. С учётом этого при изучении биологии в 7 классе, на региональный компонент по теме “Царство Грибы” отводится 1 час, “Царство Растения” - 4 часа, “Царство Животные” - 5 часов.
Выделить отдельно целый урок только на изучение региональных видов живых организмов весьма проблематично, поэтому целесообразнее вводить региональный материал методом “вкрапления”. Рассмотрим, как это можно сделать на примере планирования и проведения уроков по теме “Земноводные”. На изучение данной темы по программе отводится всего 2 часа. На первом уроке изучаются особенности строения и жизнедеятельности амфибий. Необходимо:
- познакомить учащихся с многообразием земноводных,
- раскрыть особенности строения скелета и мышц лягушки, связанные с жизнью на суше и размножением в воде,
- познакомить с особенностями строения систем внутренних органов и процессов жизнедеятельности земноводных, как первых наземных позвоночных,
- продолжить формирование умений сравнивать и анализировать признаки сходства и отличия внешнего строения и скелетов рыбы и лягушки.
Учащимся даются традиционные задания, например:
- рассмотреть внешний вид лягушки и сравнить с внешним видом рыбы,
- изучить строение скелета лягушки, строение конечностей лягушки, пищеварительной системы и т.д.
Однако уже на первом уроке происходит знакомство с представителями местной фауны земноводных.
На следующем уроке разбираются вопросы размножения и развития амфибий, их многообразие и роль в природе. Материал изучается на примере остромордой лягушки и обыкновенного тритона, видов довольно широко распространенных в нашей местности. Показываем многообразие земноводных, в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показываем значение в природе и жизни человека, говорим об их охране.
Здесь же необходимо затронуть и другой немаловажный аспект - это формирование устойчивого положительного отношения к животным малопривлекательным с обыденной точки зрения. И одни лишь рассуждения об огромном значении амфибий в экосистемах, о несомненной пользе, которую они приносят человеку, будут малоэффективны. В данной ситуации очень велика роль учителя, его личный пример. Если на весенней экскурсии он без отвращения и боязни берёт в руки жабу, обращая при этом внимание детей на все её привлекательные стороны, если после работы с икрой лягушки он осторожно возвращает её в пруд, то вероятнее всего, что дети тоже не будут испытывать негативных эмоций при встрече с ними в природе.
На конкретных и близких для учащихся примерах возможно формирование системы представлений и взглядов на события и явления в окружающем мире. Через материалы регионального содержания воспитывается и развивается социальная активность учащихся. Изучая региональную биологию, школьники могут выразить свое отношение к окружающей их природе, хозяйственной (правильнее бесхозяйственной, варварской, грабительской) деятельности человека, осудить потребительский подход к ее ресурсам. Умело используя, элементы регионального компонента, возможно эффективное решение триединой задачи учебного процесса: обучения, воспитания и развития, придавая обучению личностный смысл.
Педагог как грамотный человек, понимающий и осознающий сложившуюся в мире экологическую ситуацию должен также понимать, что через региональный компонент он может и должен проводить экологическое образование учащихся, воспитывать активную гражданскую позицию и любовь к родному краю.