Внеклассные занятия являются добровольными и для учителя, и для учащихся. В отличие от классно-урочных занятий они более разнообразны, сложны, трудоемки, интересны и педагогически значимы с познавательной и особенно с воспитательно-развивающей точек зрения.

К групповым внеклассным занятиям относятся следующие:

  • кружковые занятия юных натуралистов (юннатов),
  • факультативные занятия юннатов,
  • группы "ассистентов" по оборудованию кабинетов.

Ведущее место среди групповых занятий занимает кружок юных натуралистов, являющийся основным ядром организации и деятельности всех других внеклассных дел. Цель кружковых занятий - заинтересовать учащихся биологией, углубить и расширить их знания, выработать у них навыки наблюдения и экспериментирования. Работа в кружке должна проводиться систематически, с добровольным, но постоянным составом.

Принципы организации юннатских кружков:

  • Принимать в кружки всех желающих, в том числе и слабоуспевающих и недостаточно дисциплинированных. Последние нередко начинают интересоваться биологией и вести себя значительно лучше, чем на уроках.
  • Количество учащихся в кружке не должно превышать 15 человек. Если желающих больше, то организуются 2 группы.
  • Работа кружка должна осуществляться на ученическом самоуправлении. Поэтому надо избрать актив Совета для самоуправления: староста, 3-4 звеньевых-помощников старосты, редколлегия для выпуска газеты, бюллетеней, объявлений о начале работы кружка и т.д.
  • Руководителями кружков должны быть учителя-предметники, а в младших и средних классах могут быть юннаты-старшеклассники -10-11 классы.
  • Составление плана работы кружка с учетом краеведения, экологии, природоохраной и особенно природоприумножающей деятельности.
  • Количество занятий кружка - от 2 до 4 в месяц.
  • Подведение итогов работы кружка после изучения темы, или за четверть, полугодие, год.

При составлении плана следует исходить из охраны, обогащения и изучения родной природы и проведения исследовательской деятельности в форме опытничества с растениями.

Факультативные занятия, второй вид групповых занятий, также строятся на добровольной основе. Они отличаются от юннатских кружков тем, что проводить их надо с небольшими группами (не более 10-15 человек) учащихся по особым более усложненным, углубленным и расширенным программам Министерства образования или по программам, составленным руководителем (учителем или специалистом) факультатива. Цель факультативной подготовки - дать учащимся знания и практические умения по различным разделам биологической науки в объеме, значительно превышающем школьную программу. Посещение занятий для записавшихся учащихся обязательны. Они проводятся по твердому расписанию, и работа руководителя-учителя факультативных занятий оплачивается. Весьма целесообразно, чтобы факультативные занятая проводились не только учителями-предметниками, но и приглашенными учеными вузов и НИИ, опытных станций.

Формы факультативной и юннатской работы разнообразны, объемны и значимы с прикладной и педагогической точек зрения, ибо здесь присутствует не только углубление и расширение знаний и формирование умений, но и воспитание трудовое, нравственное, эстетическое, а также воспитание чувства гордости за себя, свою школу и т.д. Но некоторые учителя принуждают учащихся к посещению своих факультативов. Нередко такие учителя не ставят высокие оценки (4 и 5) в четверти тем учащимся, которые не ходят к ним на факультативные занятия. Основание - не ходит на факультатив, значит не интересуется предметом, а потому больше тройки не заслуживает. Это недопустимо, непедагогично.

© 2015-2019 vseobiology.ru | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на vseobiology.ru обязательна.

^ Наверх