Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Цели обучения биологии в современной общеобразовательной школе предполагают:

  1. формирование всесторонне развитой личности;
  2. развитие личностных качеств, обеспечивающих самоопределение личности, её самореализацию, готовность к продолжению образования, участию в укреплении гражданского общества;
  3. усвоение основ учебных дисциплин образовательной области «Естествознания»;
  4. изучение основных составляющих естественно-научной картины мира;
  5. усвоение основных представлений о научном методе исследований и его месте в системе общечеловеческих культурных ценностей;
  6. формирование и развитие познавательных способностей у школьников.

Однако главнейшая цель общего образования школы нового типа XXI века – всестороннее развитие личности ученика.

Процесс усвоения определенной системы знаний и умений, воспитания и развития, учащихся реализуется в различных формах организации учебного процесса. В методике обучения биологии установились такие многообразные формы:

  • уроки и связанные с ними обязательные экскурсии,
  • домашние работы,
  • внеурочные работы и необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, групповые или кружковые и массовые).

Все вместе они представляют систему форм организации обучения биологии в средней школе, связующим звеном в которой выступает урок - основная форма обучения.

Содержание образования, цели, задачи и методы обучения реализуются в разных организационных формах учебных занятий. Их выбор не является случайным, он обусловлен влиянием многих факторов, важнейшим из которых являются учебно-воспитательные задачи обучения биологии. Изучение анатомического, физиологического учебного материала может быть успешно организовано в классе, а формирование и развитие экологических понятий нельзя осуществить только на уроке, необходимы экскурсии в природу, внеурочные работы, внеклассные занятия (индивидуальные, групповые и массовые).

На выбор форм оказывает влияние производственное и природное окружение. Например, преподавание ведется в сельской школе, и у учителя нет возможности провести экскурсию в научно-исследовательское учреждение. В этом случае показ учебного кинофильма на уроке дает возможность познакомить учащихся с методами познания живых объектов, со специальными приборами и материалами, помогающими их изучению. В школах крупных городов не всегда есть возможность выехать в лес (луг, поле, озеро) для проведения экскурсии, поэтому ее проводят в районе школы, используя газоны, скверы. Выбор формы организации обучения определяется спецификой контингента учащихся конкретного класса. Таким образом, выбор форм организации обучения биологии обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов:

  • целями, задачами и учебной программой по биологии,
  • спецификой условий учебного процесса,
  • спецификой контингента учащихся.

Однако решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит содержанию учебного материала, очень важен также творческий подход учителя к своей работе.

Важнейшей организационной формой обучения является урок, так как большая часть учебного материала по биологии изучается на уроках. Учитель, используя словесные, наглядные и практические методы, строит уроки с учетом последовательного познания объектов живой природы, начиная с более доступных для учащихся тем (растений) и заканчивая общими закономерностями.

Современная биология – учебный предмет, в котором высока доля теоретического материала, поэтому применение компьютерных технологий в процессе обучения позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. Наиболее тесно урок связан с домашней работой. Она является логическим продолжением изучения, пройденного на уроке в домашних условиях с высокой степенью самостоятельности. Ученики заканчивают работу, начатую в классе, ставят несложные новые опыты или повторяют те, которые были проделаны в классе, проводят наблюдения в природе, знакомятся с дополнительной литературой, подготавливая доклады и выступления.

Экскурсии - одна из важнейших форм организации учебного процесса, они знакомят учащихся с объектами, явлениями, закономерностями и законами, основными положениями теорий, касающихся живой природы, со спецификой методов ее изучения. В преподавании биологии большое значение имеют такие необязательные формы организации учебного процесса, как внеклассные занятия. (исследовательская работа, чтение научно-популярной литературы, факультативы, кружки). Взаимосвязь всех форм учитывается учителем при планировании учебно-воспитательной работы по биологии на год или полугодие. С этой целью учитель составляет годовое (полугодовое) планирование. Оно называется перспективным, в нем предусматривается проведение внеклассных работ и экскурсий в сочетании с темами уроков.

 

© 2015-2018 vseobiology.ru | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на vseobiology.ru обязательна.

Заказать курсовую

^ Наверх