В современном мире происходят существенные изменения ценностных основ взаимодействия общества и природы. По мере усиления негативного воздействия на природу возрастает и степень человеческой ответственности за нее, которая достигла в настоящее время той стадии, когда правомерно говорить о ее моральном статусе. В этом случае целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен:
- понимать значение жизни как наивысшей ценности,
- уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде;
- знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их применения в различных областях материальной или духовной культуры.
Конечно, как бы ни были насыщены уроки, как бы ни были разнообразны, богаты по содержанию методики, они не могут полностью заменить уроков живого общения с природой.
Роль биологии в системе школьного образования обусловлена ее значением в:
- формировании общей культуры подрастающего поколения,
- воспитании творческой личности,
- осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле.
Курс биологии вносит большой вклад в решение следующих задач:
- овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
- формирование знаний о биологических закономерностях, связях между живыми организмами, об эволюции, причинах видового разнообразия как основах экологической грамотности;
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, со всеми живыми организмами, понимание жизни как высшей ценности.
Современное биологическое образование использует в системе уже утвердившиеся в методике преподавания биологии методы и приемы обучения, планирует включение в уроки тех или иных элементов, которые способствуют эмоциональному настрою учащихся. В конечном счете все это укрепляет любовь к родной земле, рождает чувство патриотизма, гуманизма, развивает эстетические взгляды и художественный вкус школьников.