Школьная биология как структурно ориентированный предмет дает возможность отработать навыки, позволяющие реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельностной основе. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных информационных и мыслительных навыков. На занятиях по биологии есть место и время и для переживания, и для диалога или полилога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций (такие темы, как происхождение человека, проблемы ГМ-продуктов и др.).
Биология в настоящее время имеет перспективы развития в любой профильной школе. Для гуманитарных классов биология ценна своей привязанностью к Природе, к жизни. Для классов с математической направленностью этот предмет представляет огромное поле деятельности: расчеты по формулам в генетике популяций, выводы формулы разнообразия белков и т.д.
Школьная биология на современном этапе не только структурно ориентированный предмет, но и смысло- и позиционо-ориентированный. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если биологические знания усваиваются как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственной мыслью учащегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования:
- эмоциональной сферы,
- интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств,
- культуры,
- умственного труда.
Прежде всего, педагогу нужно научиться формировать у учащихся:
- умение видеть биологическую проблему и соотносить с ней имеющийся фактический материал;
- умение выразить проблему в конкретной цели и познавательных биологических задачах;
- умение выдвинуть гипотезу и построить программу исследования по биологии;
- умение анализировать доступную научно-популярную литературу по биологической проблеме;
- умение пользоваться специальными методами исследования, комбинировать известные способы и создавать новые, искать альтернативные решения и т.д.
Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде учебно-исследовательской деятельности по биологии. В процессе такой деятельности, учащиеся воспроизводят не только биологические знания и умения, но и те возникающие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления:
- рефлексию,
- анализ,
- синтез,
- планирование,
- эксперимент,
- прогнозирование и т.д.
Развитие интереса к предмету невозможно без активной познавательной деятельности учащихся. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Для этого предлагается использовать проектную деятельность учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Первая проблема, с которой сталкивается любой учитель, начиная заниматься проектной деятельностью, это неумение использовать то огромное количество информации, которое находится в свободном доступе:
- большое разнообразие научно-популярной литературы, находящейся в свободной продаже;
- электронные библиотеки и ресурсы сети Internet, позволяющие получать сведения, не выходя из дома.
Особо можно выделить использование компьютера и прочие средства информатизации, как занимающие особое место и наиболее перспективные, и занимательные.