Школьная биология как структурно ориентированный предмет дает возможность отработать навыки, позволяющие реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельностной основе. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных информационных и мыслительных навыков. На занятиях по биологии есть место и время и для переживания, и для диалога или полилога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций (такие темы, как происхождение человека, проблемы ГМ-продуктов и др.).

Биология в настоящее время имеет перспективы развития в любой профильной школе. Для гуманитарных классов биология ценна своей привязанностью к Природе, к жизни. Для классов с математической направленностью этот предмет представляет огромное поле деятельности: расчеты по формулам в генетике популяций, выводы формулы разнообразия белков и т.д.

Школьная биология на современном этапе не только структурно ориентированный предмет, но и смысло- и позиционо-ориентированный. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если биологические знания усваиваются как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственной мыслью учащегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования:

  • эмоциональной сферы,
  • интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств,
  • культуры,
  • умственного труда.

Прежде всего, педагогу нужно научиться формировать у учащихся:

  • умение видеть биологическую проблему и соотносить с ней имеющийся фактический материал;
  • умение выразить проблему в конкретной цели и познавательных биологических задачах;
  • умение выдвинуть гипотезу и построить программу исследования по биологии;
  • умение анализировать доступную научно-популярную литературу по биологической проблеме;
  • умение пользоваться специальными методами исследования, комбинировать известные способы и создавать новые, искать альтернативные решения и т.д.

Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде учебно-исследовательской деятельности по биологии. В процессе такой деятельности, учащиеся воспроизводят не только биологические знания и умения, но и те возникающие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления:

  • рефлексию,
  • анализ,
  • синтез,
  • планирование,
  • эксперимент,
  • прогнозирование и т.д.

Развитие интереса к предмету невозможно без активной познавательной деятельности учащихся. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Для этого предлагается использовать проектную деятельность учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Первая проблема, с которой сталкивается любой учитель, начиная заниматься проектной деятельностью, это неумение использовать то огромное количество информации, которое находится в свободном доступе:

  • большое разнообразие научно-популярной литературы, находящейся в свободной продаже;
  • электронные библиотеки и ресурсы сети Internet, позволяющие получать сведения, не выходя из дома.

Особо можно выделить использование компьютера и прочие средства информатизации, как занимающие особое место и наиболее перспективные, и занимательные.

© 2015-2019 vseobiology.ru | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на vseobiology.ru обязательна.

Заказать курсовую скидка 15%

^ Наверх