Метод – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Метод научного познания - это особый, научно обоснованный способ, прием, принцип в достижении нового знания о закономерностях возникновения, функционирования и развития явлений объективной реальности.

Природа метода состоит в том, что он является инструментом восприятия объективной реальности и мышления. При этом такое мышление должно быть научным, т.е. подчиненным требованиям научной истинности и достоверности. Содержанием метода выступают определенный набор, комплекс специальных знаний и принципов познания, которые основаны на уже познанных объективных закономерностях, на имеющемся научном знании.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных:

  • правил,
  • приемов,
  • способов,
  • норм познания,
  • действия.

Метод – это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Методология как общая теория метода сформировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой.

Методология как сложное понятие понимается в 2 случаях:

  • как учение о методах конкретной науки и последовательности их применения
  • как система методов, применяемых в данной науке

Схема применения научной методологии отражается в следующих этапах:

  • сбор информации
  • анализ и обобщение информации, объяснение отдельных фактов
  • восхождение от конкретного знания к абстрактному
  • восхождение от абстрактного знания к конкретному

Эффективность, сила того или иного метода обусловлены содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается» в метод. В свою очередь, метод используется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, его материализации, объективизации в практике.

Тем самым теория и метод одновременно тождественны и различны. Их сходство состоит в том, что они взаимосвязаны. Будучи едиными в своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга и в то же время не есть непосредственно одно и то же. Они взаимно переходят, взаимно превращаются: теория, отражая действительность, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования, вытекающих из нее принципов, правил, приемов, которые возвращаются в теорию, так как их применяют в качестве предписаний в ходе познания и изменения окружающего мира по необходимым законам.

Основные различия теории и метода:

  1. теория – результат предыдущей деятельности, а метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;
  2. главные функции теории – объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.д.), метода – регуляция и ориентация действительности;
  3. теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта; метод – система правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;
  4. теория нацелена на решение проблемы – что собой представляет данный объект, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

Характерные признаки научного метода:

  • объективность,
  • воспроизводимость,
  • эвристичность,
  • необходимость,
  • конкретность.

© 2015-2019 vseobiology.ru | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на vseobiology.ru обязательна.

^ Наверх