Методы экспертных оценок. Трудность оценки долгосрочных последствий хозяйственной деятельности связана с серьезным отставанием экологических исследований, существенным недостатком наших знаний о множественных связях и границах устойчивости природных систем. Развертывание исследований, которые необходимы для того, чтобы дать строго обоснованный ответ на вопрос, с чем мы столкнемся в результате реализации тех или иных проектов, как правило, требует значительных ресурсов и немало времени. Между тем практика ждет от науки ответов в весьма сжатые сроки. В этих условиях особое значение приобретает использование аппарата, позволяющего аккумулировать живые знания. Знания, накопленные в виде научных трудов и статистической информации, — при всей их значимости, как правило, не позволяют ответить на вопрос, каковы допустимые последствия намечаемых преобразований природных систем. В то же время специалисты — и ученые и практики, опираясь на накопленный опыт, теоретические знания и интуицию могут дать ответы на поставленные вопросы.
К конструктивным методам геоэкологической оценки территории относится:
- экологические паспортизацию,
- экспертизу,
- проектирование территорий.
Эти методы направлены в основном на решение задач геоэкологической организации и оптимизации территории. Кроме того, их отличительной особенностью является представление результатов геоэкологических исследований в виде относительно лаконичных документов, содержащих главным образом:
- таблицы,
- карты,
- адаптированный для целей управления текст.
Такой вид представления результатов исследования объясняется в первую очередь их целевой направленностью (создание «конструкции» - плана комплексного развития территории) и, зачастую, отсутствием профессиональной геоэкологической подготовки у лиц, принимающих решения в сфере управления территорией.
Метод экологической паспортизации территорий явился следствием развития экологической паспортизации предприятий, которая, в свою очередь, стала проводиться в нашей стране с начала 1990-х гг. Правовой и методической базой для развития методики экологической паспортизации предприятий послужили постановление Совета Министров России от 16.03.90 № 93 «О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990-1995 гг. и основных направлениях охраны природы в XIII пятилетке и на период до 2005 года». В целом по стране процесс внедрения экологических паспортов предприятий протекал неравномерно, в одних районах паспортизация к этому времени уже закончилась, а где-то вообще не начиналась. Экологические паспорта предприятий были созданы для конкретной оперативной работы комитетов по охране окружающей среды. Так, к экологическому паспорту обращались:
- при расчете платы за загрязнение,
- при заключении договоров на природопользование,
- при осуществлении сертификации производств,
- при приватизации объектов,
- при определении перечня экологически опасных производств,
- при выявлении «узких мест» в однотипных технологиях для определения приоритетных направлений в природоохранной деятельности предприятий,
- при получении комплексной информации о воздействии предприятий на окружающую среду,
- при прогнозе перспектив развития городов.
Кроме того, экологический паспорт предприятия является одним из основных документов при осуществлении экологического аудита - комплексной проверке предприятия, которое производится с целью выяснения соответствия экологической политики предприятия нормативным актам в области охраны окружающей среды.
Очень важно, чтобы в экологическом паспорте территории указывались объекты, заслуживающие особого внимания с точки зрения их охраны (детские учреждения, больницы, памятники природы, заповедники, курорты и др.).
Текст паспорта должен сопровождаться двумя картами:
- карта реальных типов природопользователей, ранжированных по степени их экологической опасности,
- карта специального экологического районирования, в которой на передний, план выходят не отдельное предприятие-загрязнитель, а их территориальные комплексы, создающие экологические обстановки и ситуации различной степени опасности.