Существуют представления, согласно которым процессы и закономерности макроэволюции якобы необъяснимы исходя из учения о микроэволюции. Предполагают, что возникновение родов, семейств и т. д. происходит на основе принципиально других факторов и закономерностей, не проявляющихся на популяционно-видовом уровне.
При последовательной постановке вопроса о несводимости макроэволюции к микроэволюции нужно доказать необходимость выделения специального макроэволюционного уровня организации жизни. Однако при современном уровне знаний нет оснований говорить о возможности выделения такого уровня, потому что все макроэволюционные феномены в конце концов состоят из микроэволюционных явлений и событий. Поэтому в принципе анализ процессов макроэволюции может быть проведен исходя из понятий и закономерностей, известных в учении о микроэволюции. Все самые сложные на первый взгляд макроэволюционные феномены, без потери их специфики, объяснимы понятием микроэволюции: все, что возникает на макроэволюционном уровне, связано прежде всего с преобразованием популяций и вида и ведет к формированию приспособлений. Эти процессы и составляют содержание учения о макроэволюции.
Разделение макро- и микроэволюции вызвано не соображениями их принципиального различия, а желанием более подробно рассмотреть эволюционные явления разного масштаба.
Вышесказанное не следует принимать как некий запрет размышлений на интересную эволюционную тему — особенностей возникновения таксонов разного ранга. На основе действия одних и тех же микроэволюционных сил возникает заурядная адаптация, но может возникнуть и изменение, впоследствии определяющее образование отряда или другой крупной группы. Не связано ли это с разнокачественностью генов, подверженных отбору?
Известно, что существуют, с одной стороны, структурные, а с другой — регуляторные гены. Структурные гены человека и шимпанзе практически идентичны, а регуляторные гены различаются в большей степени. Может быть, мутации этих групп генов имеют разное значение для видообразования и происхождения более крупных таксонов? Высказывалось мнение, что молекулярный дрейф является специфическим молекулярным механизмом, определяющим (в отличие от обычных мутаций, подверженных действию естественного отбора) механизм макроэволюции. Однако селективное значение могут иметь практически все изменения генетического аппарата. Это свидетельствует о едином механизме эволюционного процесса, основанном на естественном отборе.