По современным представлениям, отдельных «молекул памяти» или отдельных нейронов, хранящих воспоминания, не существует. Воспоминания организованы целыми сетями, паттернами нервных клеток, связанных соединениями синапсов – часто теми же самыми, что участвуют в обработке нового опыта. Особую роль в этом играют белково-сахаридные молекулы пептидогликанов, которые покрывают отдельные части многих нейронов, концентрируясь вокруг синапсов и стабилизируя их.

Молекулы перинейрональной сети критически важны мозгу в ходе развития и обучения. Но необходимы они и просто для длительного сохранения воспоминаний. На это указала новая работа Марианны Фин (Marianne Fyhn) и ее коллег из Университета Осло.

Формирование новых долговременных воспоминаний связано со стабилизацией одних синапсов и ослаблением других. В этих процессах участвуют и пептидогликаны, составляющие перинейрональную сеть. Чтобы доказать это, норвежские ученые провели классические эксперименты с обучением крыс ассоциации между вспышкой света и негативным опытом.

После этого животных разделили на две группы, контрольную и экспериментальную, у которой хирургически была удалена перинейрональная сеть нейронов вторичной зрительной коры. Месяц спустя ученые сравнили память тех и других, обнаружив, что крысы экспериментальной группы не помнили вообще ничего.

Это особенно удивительно, если отметить, что авторы оставили нетронутыми и сами нейроны, и их связи. В самом деле, когда опыт был повторен, но вместо месячного срока «проверка памяти» состоялась лишь несколько дней спустя после операции, воспоминания были еще интактными, и крысы экспериментальной группы продемонстрировали это. Похоже, что перинейрональная сеть в данном случае требуется для долговременной стабилизации синапсов и длительного хранения воспоминаний.

Источник: naked-science.ru

Электронный адрес для связи admin@vseobiology.ru

© 2015-2017 https://vseobiology.ru | При использовании материалов сайта - прямая ссылка на vseobiology.ru обязательна.

Заказать курсовую