Международная группа исследователей из США, Бельгии и Нидерландов разработала искусственные пептиды, способные нейтрализовать широкий спектр вирусов гриппа, включая штамм H1N1, вызвавший пандемию 2009 года, и штамм высокопатогенного птичьего гриппа H5N1. Эти пептиды могут стать новым оружием в борьбе человечества с гриппом, только сезонные эпидемии которого, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, ежегодно приводят к 3–5 миллионам случаев тяжелой болезни и госпитализации и 250 000–500 000 случаев смерти во всем мире.
Существующие в настоящее время способы лекарственной терапии гриппа основаны на воздействии на два белка вируса — канал M2 и нейраминидазу (NA). Оба эти белка важны для нормальной организации жизненного цикла вируса. Белковый канал M2 бывает задействован на ранней и поздней стадиях репликации вируса, а нейраминидаза участвует в высвобождении дочернего поколения вирионов. Но мутации вирусов гриппа приводят (и уже привели) к появлению резистентных штаммов, против которых существующие противовирусные препараты (даже самый эффективный из существующих на настоящий момент — осельтамивир) оказываются малоэффективными. Эти обстоятельства приводят к необходимости разработки новых способов борьбы с вирусами гриппа. Предполагается, что более эффективными могут оказаться стратегии, опирающиеся на применение препаратов, молекулярной мишенью которых будут белки-гемагглютинины (НА) вируса гриппа.
Гемагглютинины — поверхностные белки вируса гриппа, обеспечивающие способность вируса присоединяться к инфицируемой клетке. Возможно, неспособность вируса внедриться в клетку-хозяина снизит вероятность образования устойчивых к противовирусным препаратам мутирующих вирусов: вирусы способны размножаться, только паразитируя в клетках, и не попавший в живую клетку вирус будет лишен возможности воспроизводить себя.
Инфицирование вирусом гриппа начинается с того, что гемагглютинины вируса связываются с поверхностью клетки-хозяина. Вирусный гемагглютинин представляет собой гликопротеид (сложный белок, в котором с цепью, состоящей из аминокислотных остатков, связан углеводный фрагмент). После контакта с клеткой гемагглютинин изменяет свое пространственное строение, фактически внедряясь в клеточную мембрану, что, в свою очередь, обеспечивает проникновение вируса внутрь клетки, где он и начинает свой цикл размножения
В начале 2010-х годов при изучении чрезвычайно патогенного штамма вируса гриппа H1N1, вызвавшего пандемию 2009 года, были выделены и изучены белковые антитела человека, способные нарушать функции вирусного гемагглютинина, которые получили обозначения FI6v3 (D. Corti et al., 2011. A Neutralizing Antibody Selected from Plasma Cells That Binds to Group 1 and Group 2 Influenza A Hemagglutinins) и CR9114 (C. Dreyfus et al., 2012. Highly Conserved Protective Epitopes on Influenza B Viruses). Полученная в ходе исследований свойств этих антител информация об их связывании с гемагглютинином позволила биохимикам спроектировать структуру синтетических пептидов, которые, как предполагалось, должны поражать те же самые молекулярные мишени на структуре этого белка, ингибируя при этом размножение вируса. Нужно отметить, что проектирование пептидов — это чуть ли не самая важная и сложная часть работы.
Ряд спроектированных структур был синтезирован, и после определения их пространственного строения и испытаний на предмет связывания с вирусами исследователи остановились на четырех циклических пептидах, каждый из которых обладает свойствами, которые позволяют говорить о его потенциальном применении в качестве блокаторов функций вирусов. Выбранная четверка пептидов демонстрирует прочное связывание с гемагглютининами широкого набора штаммов вирусов гриппа типа А. Синтетические пептиды, как и антитела человека, по образу и подобию которых они были созданы, связываются с остатком аминокислоты триптофана в структуре гемагглютинина вируса. Примечательно, что структура участка, на котором расположен этот триптофановый фрагмент практически не различается для разных штаммов гриппа, поскольку именно этот участок играет ключевую роль в проникновении вируса через оболочку клетки-хозяина.
Все эти эксперименты проводились «в пробирке»: ученые наблюдали за культурами клеток человека в отсутствие пептидов и при их добавлении. Пептиды показали способность блокировать инфицирующую способность наиболее распространенных штаммов вирусов гриппа группы А, включая H5N1 — вирус высокопатогенного птичьего гриппа и H1N1 — штамм гриппа, вызвавший пандемию 2009–10 годов.
Эксперименты показали, что как минимум один из новых пептидов не разрушается в плазме крови мыши или человека в течение нескольких часов. Это позволяет говорить о том, что устойчивость новых пептидов сравнима с устойчивостью лекарственных препаратов. А это необходимо для проведения дальнейших испытаний новых препаратов уже не «в пробирке», а на лабораторных животных.
Источник: Rameshwar U. Kadam, Jarek Juraszek, Boerries Brandenburg, Christophe Buyck, Wim B. G. Schepens, Bart Kesteleyn, Bart Stoops, Rob Vreeken, Jan Vermond, Wouter Goutier, Chan Tang, Ronald Vogels, Robert H. E. Friesen, Jaap Goudsmit, Maria J. P. van Dongen, Ian A. Wilson. Potent peptidic fusion inhibitors of influenza virus // Science. 2017. DOI: 10.1126/science.aan0516.